Самым дорогим предметом декоративного искусства стала пара серебряных канделябров петербургской фирмы 'Никольс и Плинке', проданная за 486 тысяч.
Нынешняя неделя в Нью-Йорке проходит под знаком русского искусства. Как уже писала «НГ» (см. № 73 от 11 апреля), эта сессия не так масштабна, как предстоящая лондонская, намеченная на конец мая – начало июня, однако и здесь результаты обещают быть впечатляющими. Сотбис завершает русские торги сегодня, а вот о результатах торгов Кристис уже можно говорить.
Из 155 лотов живописи, графики и декоративно-прикладного искусства ушли с молотка 105 (то есть почти 70%) на общую сумму, превышающую 9 млн. долл. Абсолютным топ-лотом аукциона стала живописная работа Зинаиды Серебряковой «Спящая обнаженная» (65х81; 1931), «обогнав» традиционно дорогого Айвазовского. Ее цена (вместе с комиссионным процентом) составила чуть более 1,4 млн. долл., превысив в 3,5 раза высшую грань эстимейта и установив новый мировой рекорд продаж работ знаменитой мирискусницы. Немного «отставший» от нее пейзаж Ивана Айвазовского «Лунный свет» (141х107; 1892) ушел за 1,2 млн. долл. при эстимейте 1–1,5 млн. А вот вторая его работа «Итальянский бриг на закате в гавани», выставлявшаяся на торги с оценкой 400–600 тыс. долл., вообще не вызвала интереса у покупателей. Зато картина другого мариниста, Льва Лагорио, была оценена довольно высоко – 285 тыс. долл. за средних размеров работу «Корабли на якоре во время отлива» (59х83; 1883).
Еще выше был оценен сельский пейзаж «На пастбище. Лето» (132х101; 1882) кисти Владимира Орловского. Он был продан за 464 тыс. долл., более чем в три раза превысив предварительную оценку и установив на этом аукционе еще один мировой рекорд. Пейзажи на Кристис на этот раз вообще были весьма популярны. За 228 тыс. долл. был продан «Сенокос» Александра Маковского (68х126; 1897; эстимейт 80–100 тыс. долл.), а за 108 тыс. долл. – «Зимний пейзаж в сумерках» Ивана Шульце (54х65; 40–60 тыс. долл.).
Весьма успешно и с хорошим повышением цены продавались работы Николая Рериха, находившиеся в 1920 –1030-е годы в его музее в Нью-Йорке. Наибольший интерес покупателей вызвала темпера «Цонг-Ха-Па» из серии «Знамена Востока» (74х118; 1924). Ее окончательная цена составила 856 тыс. долл. И это, безусловно, третий установленный на этом аукционе мировой рекорд продажи русского художника. Общая же сумма, вырученная за четыре работы известного мирискусника и путешественника, составила более 1,5 млн. долл.
Не впервые выставлявшееся на торги полотно Ильи Репина на сюжет из Первой мировой войны «Атака с сестрой милосердия» (126х250; 1917) ушло за 120 тыс. долл. Напомним, что полтора года назад эта картина выставлялась Кристис на аукцион русского искусства с оценкой 250–350 тыс. фунтов, но интереса у покупателей не вызвала. На этот раз эстимейт был снижен до 180–220 тыс. долл., но и этой планки цена ухода не достигла, вероятно, в силу нетипичности сюжета известного русского мастера.
Среди предметов декоративно-прикладного искусства самым дорогим лотом, как и предполагалось, оказалась пара серебряных канделябров фирмы «Никольс и Плинке» 1863 г., проданная за 486 тыс. долл. А самые напряженные торги развернулись за фигурку слона из розового кварца (высота 23,5 см), выполненную около 1890 г. фирмой Фаберже. Цена на нее поднялась более чем в 10 раз, составив в итоге 144 тыс. долл. Среди значительных продаж стоит также отметить большой (высотой 38 см) серебряный ковш, украшенный эмалевой композицией «Три богатыря» по картине В.Васнецова, с клеймом Егора Черятова, одного из лучших мастеров фирмы Морозова. Его окончательная цена составила 120 тыс. долл. Среди предметов Императорского фарфорового завода самой дорогой оказалась рюмочная передача из Юсуповского сервиза – одного из самых значительных сервизов конца XVIII в., заказанных Павлом I после европейского путешествия, в память о котором предметы сервиза украшены видами итальянских архитектурных памятников. На аукционы предметы такого уровня попадают не часто, соответственно этому окончательная цена составила 58 тыс. долл. при эстимейте 15–25 тыс.