Установлен новый мировой рекорд продажи Н.Пимоненко – 160 тысяч долларов.
В прошедшую субботу в Киеве прошел 17-й аукцион самого известного, старейшего украинского оператора по торговле старым искусством – фирмы «Антик-Центр». Прекрасная киевская погода: ослепительное солнце, зеленая трава на днепровских склонах и прочие прелести южного города навевали после московских проливных дождей ожидания успехов, в том числе и в части результатов предстоящего аукциона. И надо сказать, что эти ожидания полностью оправдались.
«Антик-Центр» и его бессменный руководитель, организатор и ведущий всех аукционов, известнейший киевский собиратель Александр Брей проводят торги уже на протяжении 12 лет. Нынешний аукцион оказался, по признанию Брея, самым успешным за все годы работы фирмы на антик-рынке. Успешным в первую очередь по достигнутому уровню цен. Было поставлено несколько региональных рекордов продаж как украинских, так и русских художников, а, например, картина известного передвижника и классика украинской живописи Николая (Миколы) Пимоненко поставила абсолютный мировой рекорд продажи этого художника – музейного уровня полотно «Продавщица холста» (72x52; 1901) ушло в зал за 160 тыс. долл.
Однако по порядку. Как обычно это бывает на Украине, перед зданием «Антик-Центра» на знаменитом Андреевском спуске выстроился длинный ряд бронированных автомобилей с номерами разнообразных областей сопредельного государства. При этом потенциальные покупатели проявили необычную, например, для России лояльность: торги начались с опозданием максимум минут на 10, что для нас является недостижимым результатом – ведь отечественные чиновники (или олигархи) позволяют себе опаздывать на подобные мероприятия на час, а то и более. Здесь же к часу дня зал был переполнен участниками (как позже рассказали устроители, всего присутствовало 96 человек). Самое интересное, что, похоже, лишь трое из присутствовавших – двое киевских коллег и я сам – не участвовали в розыгрыше лотов аукциона. Все остальные принимали в торговле активнейшее участие. Зачастую за лот торговались около десятка обладателей табличек! Ситуация для России невиданная: у нас обычно хорошо, если человек пять из сотни присутствующих стараются бороться в зале.
Соответственно активности участников оказались и результаты. Всего проданными оказались 102 лота из 132-х, то есть почти 80% всего каталога. При этом интересно, что только 13 лотов были проданы по стартовым ценам, за остальные шла торговля, часто, повторюсь, нешуточная! Это, кстати, говорит о разумной политике организаторов аукциона «Антик-Центра» – старты были столь удобными для участников, что многие заранее рассчитывали на покупки. Потому и торговались в зале. 41 лот превысил рубеж 10 тысяч условных единиц (долларов). 11 продалось выше 50 тысяч. Наконец, пять преодолели гроссмейстерский рубеж в 100 тыс. долл.
В таблице приведены 7 самых крупных результатов аукциона 15 апреля.
Хотелось бы еще отметить некоторые особенности киевского аукциона. Мне уже приходилось писать о том, что покупатели на Украине в корне отличаются от российских коллег. В Киеве очень мало дилеров-перекупщиков, в основном все покупатели приобретают сами. Причем, по словам Брея, если раньше представители новой генерации собирателей приходили на торги «Антик-Центра» в сопровождении так называемых специалистов, то есть тех же дилеров или старых коллекционеров, то сейчас они уже действуют самостоятельно. В России «конечные покупатели» на торги практически не ходят – дают заказы приближенным лицам.
Нельзя, конечно, обойти вниманием рекордную для Киева за все годы аукционной торговли в этом городе продажу красивого «Натюрморта с яблоками» кисти П.Кончаловского. Картина стартовала с суммы в 80 тыс. долл.; сначала в торгах участвовали 4 человека, затем остались двое; выигравший – известный киевский бизнесмен – остановил молоток аукционатора на сумме 260 тыс. долл. Непосредственные участники этой торговли так позже прокомментировали событие: «Мы увидели, что Игорь поднял табличку и держит ее, не опуская руки; поняли, что бороться с ним не имеет смысла, он твердо решил сегодня купить этого Кончаловского...»
Автор, название | Технические характеристики | Оценка (в долл.) | Сумма ухода (в долл.) |
---|---|---|---|
А.Киселев, ⌠Пейзаж. Деревня Троицкое■ | Х/м; 32х52; 1868 | 60–90 | 66 |
С.Васильковский, ⌠Зима■ | Картон/м; 33х56; 1890-е | 60–90 | 90 |
К.Коровин, Эскиз декорации к опере И.Бородина ⌠Князь Игорь■ | Картон/темпера; 47х62 | 70–100 | 120 |
И.Крачковский, ⌠Вечерняя жатва■ | Х/м; 66х126; 1885 | 120–180 | 150 |
Н.Самокиш, ⌠Быки с дровнями■ | Х/м; 133х212; 1908 | 150–250 | 150 |
⌠Продавщица холста■ | Х/м; 72х52; 1901 | 120–180 | 160 |
П.Кончаловский, ⌠Яблоки на окне■ | Х/м; 63х80; 1932 | 80–120 | 260 |