С.Шаршун. 'Композиция с картами'.
Работа из коллекции Третьяковской галереи.
В галерее «Ковчег» открылась очередная выставка из цикла «Незабытые имена». Цикл этот оказался у галереи весьма «долгоиграющим» – выставки из этой серии проводятся уже 13-й год подряд. За это время много разных художников побывали в залах галереи, а новая экспозиция посвящена Борису Чернышеву, чей 100-летний юбилей приходится на этот год. В некоторой степени эта выставка – послесловие к предшествующему проекту галереи, выставке «Желтые страницы», проиллюстрировавшей роль газеты в изобразительном искусстве XX века. Для Чернышева газетные страницы были не просто источником информации, они, так же как и оберточная бумага, были любимым материалом для творчества. Сложно сказать, почему именно такой вид бумаги он выбирал для работы акварелью, гуашью, темперой. Возможно, его привлекала большая, чем у обычной бумаги, способность впитывать краску и, деформируясь, создавать рельефную поверхность.
Выставка представляет станковые работы Чернышева, хотя в историю советского искусства он вошел как художник-монументалист. Среди его наиболее значительных монументальных работ – участие в 1933–1934 г. в конкурсе проектов Дворца Советов, где он работал над скульптурой Ленина, участие в создании мозаичного панно «Кутузов» для плафона станции метро «Комсомольская-кольцевая» в середине 1950-х под руководством Павла Корина. А до этого была учеба во ВХУТЕИНе, а после его реорганизации – в Академии художеств в Ленинграде. На разных этапах обучения его педагогами были Л.Бруни, П.Кузнецов, А.Куприн, Н.Удальцова, В.Фаворский, К.Петров-Водкин, чья школа хорошо заметна в его станковых работах. Именно они, созданные «для себя», составили нынешнюю юбилейную экспозицию в «Ковчеге». Большая часть работ, представленных в экспозиции, предоставлена дочерью художника, есть также работы из других частных коллекций и собрания галереи «Ковчег».
***
Галерея «Веллум» открыла в ЦДХ выставку Элии Белютина и художников его круга. Стремясь возродить искусство авангарда, в 1948 году он создал свою студию, ставшую базой художественного направления «Новая реальность». В 1958 году под руководством Белютина открылась Студия повышения квалификации при горкоме художников книги, графики и плаката. Цель занятий студии состояла в раскрепощении эмоций художника, забитых требованиями узкой ремесленной подражательности, которая укоренилась в художественной практике за последние 2–3 десятилетия. В 1962 году Белютин организовал одну из первых публичных экспозиций нового искусства. Перемещенная в Манеж, выставка подверглась идеологическому разгрому со стороны ЦК КПСС и лично Н.Хрущева, что явилось одним из драматических симптомов завершения «оттепели».
С 1964 года Белютин возобновляет работу студии у себя дома, а затем на даче в Абрамцеве. Для своего времени студия была уникальна: в общей сложности через это независимое объединение прошло несколько сотен художников и архитекторов. В основе белютинской системы обучения лежала его «теория всеобщей контактности», трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.
Огромная выставка «белютинцев», ставшая как бы триумфальным «завоеванием Манежа», состоялась в 1991 году. Сейчас в ЦДХ галерея «Веллум» экспонирует работы нескольких ярких представителей студии: Марлена Шпиндлера, Лили Ратнер, Леонида Рабичева, Олега Гостева, Николая Банникова, Виктории Шумилиной.
***
Конец 1940-х г.
Галерея «Наши художники» представила выставку «Русская абстракция во Франции середины XX века». В экспозиции – работы четырех художников: Сергея Шаршуна, Андрея Ланского, Сергея Полякова и Николя де Сталя. Они не были целостной группой, у каждого была своя индивидуальная живописная концепция. В нашей стране их работ практически нет, исключение составляет лишь Сергей Шаршун, завещавший России целый ряд своих работ. На выставке представлены картины из Третьяковской галереи, а также частных французских и российских коллекций.