0
709
Газета Антиквариат Интернет-версия

14.04.2006 00:00:00

Двадцатый век в выставочном пространстве

Тэги: москва, галерия, выставки


москва, галерия, выставки С.Шаршун. 'Композиция с картами'.
Работа из коллекции Третьяковской галереи.

В галерее «Ковчег» открылась очередная выставка из цикла «Незабытые имена». Цикл этот оказался у галереи весьма «долгоиграющим» – выставки из этой серии проводятся уже 13-й год подряд. За это время много разных художников побывали в залах галереи, а новая экспозиция посвящена Борису Чернышеву, чей 100-летний юбилей приходится на этот год. В некоторой степени эта выставка – послесловие к предшествующему проекту галереи, выставке «Желтые страницы», проиллюстрировавшей роль газеты в изобразительном искусстве XX века. Для Чернышева газетные страницы были не просто источником информации, они, так же как и оберточная бумага, были любимым материалом для творчества. Сложно сказать, почему именно такой вид бумаги он выбирал для работы акварелью, гуашью, темперой. Возможно, его привлекала большая, чем у обычной бумаги, способность впитывать краску и, деформируясь, создавать рельефную поверхность.

Выставка представляет станковые работы Чернышева, хотя в историю советского искусства он вошел как художник-монументалист. Среди его наиболее значительных монументальных работ – участие в 1933–1934 г. в конкурсе проектов Дворца Советов, где он работал над скульптурой Ленина, участие в создании мозаичного панно «Кутузов» для плафона станции метро «Комсомольская-кольцевая» в середине 1950-х под руководством Павла Корина. А до этого была учеба во ВХУТЕИНе, а после его реорганизации – в Академии художеств в Ленинграде. На разных этапах обучения его педагогами были Л.Бруни, П.Кузнецов, А.Куприн, Н.Удальцова, В.Фаворский, К.Петров-Водкин, чья школа хорошо заметна в его станковых работах. Именно они, созданные «для себя», составили нынешнюю юбилейную экспозицию в «Ковчеге». Большая часть работ, представленных в экспозиции, предоставлена дочерью художника, есть также работы из других частных коллекций и собрания галереи «Ковчег».

***

Галерея «Веллум» открыла в ЦДХ выставку Элии Белютина и художников его круга. Стремясь возродить искусство авангарда, в 1948 году он создал свою студию, ставшую базой художественного направления «Новая реальность». В 1958 году под руководством Белютина открылась Студия повышения квалификации при горкоме художников книги, графики и плаката. Цель занятий студии состояла в раскрепощении эмоций художника, забитых требованиями узкой ремесленной подражательности, которая укоренилась в художественной практике за последние 2–3 десятилетия. В 1962 году Белютин организовал одну из первых публичных экспозиций нового искусства. Перемещенная в Манеж, выставка подверглась идеологическому разгрому со стороны ЦК КПСС и лично Н.Хрущева, что явилось одним из драматических симптомов завершения «оттепели».

С 1964 года Белютин возобновляет работу студии у себя дома, а затем на даче в Абрамцеве. Для своего времени студия была уникальна: в общей сложности через это независимое объединение прошло несколько сотен художников и архитекторов. В основе белютинской системы обучения лежала его «теория всеобщей контактности», трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой.

Огромная выставка «белютинцев», ставшая как бы триумфальным «завоеванием Манежа», состоялась в 1991 году. Сейчас в ЦДХ галерея «Веллум» экспонирует работы нескольких ярких представителей студии: Марлена Шпиндлера, Лили Ратнер, Леонида Рабичева, Олега Гостева, Николая Банникова, Виктории Шумилиной.

***

Б.Чернышев. «Москва. Большой Каменный мост зимой».
Конец 1940-х г.
Начало XX века – едва ли не единственный период во всей истории искусства, когда стерлись границы принадлежности того или иного художника к той или иной национальной школе. Пабло Пикассо – испанский или французский художник? А Шагал и Кандинский? Меккой для художников и скульпторов из разных стран стал сто лет назад Париж – город вольного воздуха Монмартра и маршанов, не боявшихся новаторских идей. Дотошные искусствоведы придумали для художников-иностранцев, обосновавшихся и творивших в Париже, термин «парижская школа». А наших соотечественников, спасавшихся там от «счастливого советского будущего», гордо назвали «художниками русского зарубежья», не желая отдавать их славу гостеприимной Франции.

Галерея «Наши художники» представила выставку «Русская абстракция во Франции середины XX века». В экспозиции – работы четырех художников: Сергея Шаршуна, Андрея Ланского, Сергея Полякова и Николя де Сталя. Они не были целостной группой, у каждого была своя индивидуальная живописная концепция. В нашей стране их работ практически нет, исключение составляет лишь Сергей Шаршун, завещавший России целый ряд своих работ. На выставке представлены картины из Третьяковской галереи, а также частных французских и российских коллекций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1667
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1038
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
752
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1028

Другие новости