Самый дорогой лот предстоящего аукциона Русской галереи искусств – 'Прибой' кисти А.Пластова (44–46 тыс. долл.).
Около года назад на российском антикварном рынке возникла новая структура. Само название – Русская галерея искусств – да и первые же действия и утверждения руководителей нового оператора рынка говорили об особом внимании к собирательству, сохранению и пропаганде именно отечественного искусства, а точнее – искусства соцреализма. Отсюда и точно выбранное место проведения аукционов РГИ: гостиница «Советская», являющаяся ярчайшим символом 70-летней истории первого в мире социалистического государства.
Стартовав в мае прошлого года, РГИ успела провести один благотворительный и два коммерческих аукциона. 15 апреля состоится третий. Основой собраний всех торгов Русской галереи являются произведения лидеров официального искусства Страны Советов. Это полотна народных, заслуженных и прочих облаченных регалиями живописцев и графиков, видных деятелей союзов художников СССР и братских республик.
Надо сказать, что это направление общероссийского антик-рынка (а сейчас даже полотна ныне живущих художников «с историей» принято считать элементами именно антикварной торговли) до последнего времени не было широко востребовано ни в России, ни за рубежом. Однако в последнее время на фоне продолжающегося в мире ажиотажного спроса на русский «классический» антиквариат наблюдатели отмечают заметное «вымывание» этого сегмента из общего потока арт-торговли. На наших глазах все более актуальным становятся произведения и предметы искусства сталинской эпохи, подтягиваются мастера так называемого «андеграунда» (неофициального искусства 1950–1970-х гг.). Пришла очередь и представителей официального искусства, начинавших свою деятельность в 1950-е гг. и работающих вплоть до нынешних дней. Об этом говорили и участники пресс-конференции, проведенной Русской галереей искусств 29 марта и приуроченной к презентации каталога будущего аукциона и к открытию выставки одного из прекрасных мастеров-пейзажистов второй половины XX века Никиты Федосова. Говорили о том, что спрос на русский реализм прошлого столетия постоянно увеличивается. Приводили даже графики роста цен некоторых избранных «столпов» академического пейзажа: Н.Федосова, Ю.Кугача, В.Иванова и В.Нечитайло. По данным РГИ, по итогам трех крупнейших московских аукционных торгов, с мая прошлого года по апрель нынешнего цены на похожие работы этих авторов выросли в 2–4 раза и достигают сейчас 20–25 тыс. долл. за картину среднего размера.
Интересно, что руководство галереи избрало для своих коммерческих проектов, то есть аукционов, не совсем привычную пока для России «тематическую» форму. Каждые из торгов акцентируют внимание на одном ведущем художнике – в первый раз это был А.Пластов, во второй – В.Стожаров, сейчас главной фигурой аукциона избран В.Нечитайло. А на предстоящих торгах 15 апреля будет опробован формат сквозной тематики, объединяющей все экспоненты. Аукцион получил название «От Москвы до Петербурга» и привязывается таким образом к Дому творчества художников в Вышнем Волочке – к «Академической даче», к знаменитой «Академичке», находящейся как раз на полпути из Питера в Москву. Здесь побывали почти все заметные деятели прежних союзов художников. И все участники апрельских торгов Русской галереи искусств отмечались когда-либо в мастерских «Академической дачи».
Среди топ-лотов предстоящих торгов выделяются три полотна А.Пластова, самое дорогое из которых – «Прибой» (50х65; 1948) оценивается предварительно в 44–46 тыс. у.е., и две картины В.Стожарова с оценкой пейзажа «Астрахань» (52х77; 1948) в 20–22 тысячи условных единиц.