В таких декорациях шла 'Принцесса Турандот' в 3-й студии МХАТ. Художник И.Нивинский.
Фото предоставлены галереей 'Элизиум'
Галерея «Элизиум», вот уже 9 лет существующая в Центральном доме художника, – одна из немногих галерей на отечественном антикварном рынке, которая придерживается определенной специализации. В сфере интересов галереи – живописные и графические работы художников русского авангарда начала XX века. В традициях галереи – регулярные некоммерческие экспозиции с привлечением работ из музейных и частных коллекций.
Новая выставка «Памятники русского театрального авангарда. 1910–1930» открылась в галерее на прошлой неделе. Как говорилось на открытии, за последние десятилетия интерес к русскому театральному авангарду вызвал череду тематических выставок за рубежом, и только в нашей стране подобная выставка устраивается впервые. В экспозиции собрано более 120 оригинальных произведений из собраний Государственного театрального музея им. Бахрушина, Музея Большого театра, Государственного музея В.Маяковского, коллекции самой галереи, собраний В.Дудакова и М.Кашуро, семьи Сарабьяновых и других частных коллекций.
Начало прошлого века было в искусстве временем серьезных перемен. В поисках новой выразительности многие художники от живописно-графических техник обращались к объемным пластическим решениям, декоративно-прикладному или монументальному искусству, и, наконец, к театру, который, воздействуя на зрителя и словом, и музыкой, и движением, и визуальным рядом, мог полнее донести новые идеи и свежие мысли. Театр благодаря своей синтетической природе становился экспериментальной площадкой для придумывания и воплощения разнообразных идей и опытов. Камерный театр А.Таирова и театр В.Мейерхольда, акции футуристов и представления коллективов «Синей блузы» предоставляли простор для творческой фантазии художников-авангардистов. Однако театральное действие сиюминутно. Спектаклей давно уже нет, но остались старые афиши и программки, эскизы декораций и костюмов, наброски, этюды, зарисовки – словом, художественные свидетельства творческих замыслов.
Самые ранние из представленных на выставке работ – эскизы костюмов В.Татлина к народной трагедии «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа», одному из первых авангардных проектов, организованных объединением «Союз молодежи» в 1911 г. Наивные, выполненные в духе балаганного театра, они совершенно не похожи на «классические» работы Татлина-конструктивиста. В экспозиции много театральных работ и других известных художников. Среди «первых имен» – Н.Гончарова, Б.Григорьев, А.Лентулов, Л.Попова, А.Куприн, А.Экстер, К.Зданевич, А.Веснин, А.Родченко. Их театральные работы иногда близки «большому живописному» стилю и легко узнаваемы, а иногда демонстрируют совершенно иную грань таланта. А многие эскизы декораций фактически представляют собой самоценные художественные произведения.
Есть на выставке и подготовительные рисунки для знаменитых по сей день спектаклей. Среди них – эскиз декорации работы И.Нивинского к пьесе К.Гоцци «Принцесса Турандот» в постановке Е.Вахтангова. В отдельную группу выделяются работы художников Большого театра – Ф.Федоровского, Б.Эрдмана, Н.Мусатова. Здесь интересен кубистический эскиз костюма Одетты к балету «Лебединое озеро» работы Ф.Федоровского из собрания Большого театра, впервые опубликованный в каталоге выставки. Помимо эскизов к столичным постановкам в экспозиции представлены работы художников для авангардных театров молодых союзных республик – работы А.Хвостенко-Хвостова в Харьковском героическом театре, В.Мюллера в Одессе, С.Кобуладзе и И.Гамрекели в Грузии.
Помимо собственно театральных работ на выставке представлены эскизы костюмов и оформления арены 1-го государственного цирка в Москве (художник В.Бехтеев), эскизы костюмов для массовых действ и эстрадных номеров.
Необычная часть экспозиции – реконструкции костюмов и спектаклей почти столетней давности. Примером первой беспредметной декорации на русской сцене было оформление К.Малевичем в 1913 г. оперного спектакля «Победа над солнцем». Ставший легендой мирового театра, спектакль был реконструирован в 1970–1980-е гг. в США по сохранившимся эскизам художника. На выставке можно посмотреть снятый в 1984 г. фильм-реконструкцию. Другая оригинальная группа экспонатов – современные реконструкции костюмов В.Татлина к спектаклю «Зангези» по поэме В.Хлебникова, который был поставлен в 1923 г. в Петрограде в Государственном институте художественной культуры. В этой постановке В.Татлин выступал как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант «конструктивистского театра».
В этом году у русского театра юбилей – ему исполняется 250 лет. Галерея «Элизиум» показала одну из самых оригинальных страниц его истории – яркий мир авангарда, выплеснувшийся на театральные подмостки.
═
Л.Попова. Эскиз костюма «Слуга с блюдом» к неосуществленной постановке «Ромео и Джульетты» в Камерном театре А.Таирова. | А.Родченко. Эскиз костюма Городничего к спектаклю «Мы» по пьесе А.Гана. |