Даже бронзовые фигуры призывали посетителей делать покупки.
В Центральном доме художника завершил свою работу XX Российский антикварный салон. Юбилей – это не только праздник, но еще и проверка на прочность, и время подводить итоги. В силу многих исторических причин 10 лет назад, когда Салон был проведен впервые, антикварный рынок у нас в стране был только в начале пути своего развития. За 10 лет и рынок, и Салон проделали огромный путь. Антикварный рынок оформился, разросся и стал выбираться на международную арену. Антикварный салон рос вслед за ним, число участников увеличилось более чем в 10 раз, и внушительное здание ЦДХ уже не может вместить всех желающих. Антиквары, прошедшие весь путь, от первого Салона до двадцатого, часто говорят, что приезжают по инерции, скорее чтобы не вызывать толков своим отсутствием. Для новичков же это что-то вроде боевого крещения. Коллекционеры и любители искусства, хваля Салон или ругая, все же неизменно приходят посмотреть. Салон уже давно перестал быть единственным антикварным мероприятием. Все тот же «Экспо-парк» проводит еще несколько тематических антикварных ярмарок – Рождественскую, Книжную, Полвека советского искусства. И через месяц к ней прибавится еще нумизматическая ярмарка «Монеты и медали». Кроме того, весной уже в третий раз в Москву приедут западные антиквары, рядом с которыми в Манеже будут выставляться и отечественные галеристы.
Готовясь к юбилею, организаторы Салона постарались придать ему новый облик. Поменяли стиль, новым фирменным цветом выбрали красный (генеральный директор компании «Экспо-парк» шутит, что, мол, красный цвет повышает покупательскую способность). Поменяли и ставшую привычной застройку. Первый этаж, традиционно отданный прессе, преобразился кардинально, позволив глянцевым журналам художественно оформить отведенное им пространство. Некоторые из них использовали в оформлении антикварную мебель, приблизившись таким образом к основным экспонентам Салона.Изменил свой внешний вид и второй этаж, центральную часть которого занимает так называемая VIP-зона, представляющая лучшие московские и питерские галереи. Галереи выстроились стройными логичными рядами, многие участники поменяли свои годами обжитые места. Общей экспозиции это пошло только на пользу, избавив ее от существовавшего в последнее время ощущения стагнации.
Среди открытий XX Салона стоит отметить лондонскую галерею Ravenscourt galleries, представителем которой в Москве является стал известный антиквар Максим Боксер. На российском рынке, так же как и на британском, галерея представляет работы французских художников конца XIX – начала XX в. Основная цель галереи – сделать качественную французскую живопись рубежа веков с адекватным ценообразованием доступной для московских коллекционеров, уставших от подлинных и мнимых «первых имен» русского искусства. На этот Салон галерея привезла работы Дерена, Вламинка и их современников.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Главным событием двух первых дней работы Салона был, безусловно, приезд французского антиквара Антуана Лебеля. Его галерея находится в знаменитом Carre Rive Gauche – престижном квартале антикваров в Париже, и с 2003 года он входит в совет директоров Национального синдиката антикваров Франции. Синдикат, созданный в 1901 г., объединяет 400 лучших антикваров страны, профессионалов высочайшего уровня, и отвечает за организацию Парижской биеннале антикваров, которая проводится уже 40 лет. Г-н Лебель является также вице-президентом комиссии Синдиката по организации Салона коллекционеров, который проходит раз в два года, чередуясь с Биеннале. В Москву его пригласили поделиться опытом. Кроме того, Лебель – доктор искусствоведения, специалист в узкой области китайского фарфора XVI–XIX в., производившегося специально для Европы, и больше известного как фарфор ост-индских компаний.
За время своего недолгого пребывания в Москве Антуан Лебель осмотрел Салон, встретился с антикварами, прессой и любителями искусства. Членам Конфедерации антикваров и арт-дилеров он рассказал о внутреннем устройстве Французского национального синдиката, его задачах и реальной деятельности. Для любителей искусства прочел лекцию «Фарфор: между Европой и Азией». А корреспонденту «НГ» рассказал о своих впечатлениях от Российского антикварного салона.
Сравнивать московский Салон с парижскими г-н Лебель отказался – сказал, что никогда не сравнивает разные салоны, у каждого свое лицо и своя специфика, кроме того, парижская биеннале существует уже 40 лет, а «стаж» российского Салона гораздо меньше. Главное его впечатление – у нас много антикваров, страстно увлеченных своим делом, что сулит Салону и дальнейшее развитие, и новые открытия. Предметов, интересных ему как коллекционеру, г-н Лебель на московском Салоне не увидел, что, конечно же, связано с необычностью его интересов для нашего рынка – у нас эта тема совершенно не развита. Единственный интересный для него предмет, привезенный в Россию из Китая в петровское время, он увидел в одном из московских музеев.
Произведение, поразившее его на Салоне, – живописный «Портрет рабочего» кисти Петра Кончаловского. По мнению г-на Лебеля, он просто великолепен. (Заметим в скобках странную вещь – советский рабочий, написанный Кончаловским в 1938 году, имеет некоторое внешнее сходство с французским гостем.) Увидел он на российском рынке и такие галереи, которые по уровню представленных предметов вполне могли бы конкурировать с галереями Carre Rive Gauche. От имени Французского синдиката Антуан Лебель пригласил российских антикваров поучаствовать в Биеннале, которая пройдет в сентябре в отреставрированном Гран Пале в Париже, но ответа на это предложение он, кажется, не получил.