Акварели с изображениями обмундирования и вооружения русских войск от IX до начала XVII вв.Икона «Святой Сергий в житии» первой трети XVI века.`
Лучшим лотом «Аукциона года», который пройдет в Гелосе 4 марта, по мнению организаторов, стало собственноручное, весьма романтическое письмо главнокомандующего французской армией в Италии дивизионного генерала Наполеона Бонапарта к своей супруге Жозефине из Милана в Париж. Письмо ранее никогда не публиковалось. Немаловажно, что победителю торгов Аукционный дом «Гелос» выдаст сертификат страхования подлинности письма, согласно сопровождающему его описанию, на полную сумму стоимости. Старт письма 50 тыс. долл., а предполагаемую цену продажи эксперты затрудняются назвать, так как предметы подобного уровня ранее на российском антикварном рынке не появлялось.
Целый мини-топ-стринг составили четыре иконы, принадлежащие коллекции известного частного собирателя В.Бондаренко. Это разнородные по эпохам и стилям памятники, объединенные общим качеством. Каждая икона связана с событиями и персоналиями русской истории, с конкретными эпизодами национального прошлого.
Древнейшая икона – «Святой Сергий в житии», относится к первой трети XVI в. В 2004 г. она открывала собою выставку «Из частных собраний», впервые после 1974 г. проводившуюся в Москве, в стенах Спасо-Андроникова монастыря. Это одна из наиболее ранних икон с изображением сцен жития св. Сергия, и состав этих сцен не имеет аналогов в древнерусском искусстве. Но ценность иконы заключается не только в ее древности, типологической редкости и композиционной уникальности, но также и в том, что это реликварий. В верхнем и нижнем торцах иконы содержатся залитые воском реликвии неизвестной ныне принадлежности. Специалисты Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева предполагают, что наиболее вероятное содержание углублений – частицы ризы св. Сергия.
Три другие иконы относятся уже к XIX в. И размер, и композиция, и рисунок «Казанской Богоматери» бережно воспроизводят черты чудотворной Казанской иконы, обретенной при Иване Грозном и наряду с такими реликвиями, как Владимирская и Иверская, ставшей верховной святыней русского государства. Икона издревле имела воинское значение, поэтому именно ее изготовили в 1855 г. для отсылки в сражающийся Севастополь. История создания и освящения «Казанской» подробно изложена в надписи на ее обороте.
Образ «Избранные святые в молении иконе Богоматери Взыскание погибших», по свидетельству владельцев, происходит из летней императорской резиденции в Ливадии. На иконе изображены 19 святых, дни памяти которых выпадают на важнейшие даты государственных преобразований, обстоятельств жизни и трагической смерти царя Александра II, а также важнейших моментов жизни семьи императора Александра III. Икона представляет собой как бы рассказ о судьбе царской династии на протяжении последней трети XIX в., каждое событие которого выражено через образ определенного страстотерпца или преподобного. Уникальная мемориальная программа иконы возводит ее в разряд высоких духовных символов императорской, монархической истории России. Замысел, отвечающий особенностям заказа, не оставляет сомнений в том, что икона принадлежала кругу царской семьи.
С последним, наиболее трагическим эпизодом истории дореволюционной Православной церкви связана икона «Святые благоверные Ярославские князья Федор, Давид и Константин с иконой Толгской Богоматери». Она была преподнесена архиепископу Ярославскому, будущему Патриарху всея Руси Тихону, на день празднования 20-летия его иноческого служения. Выдающаяся личность в истории Православной Церкви, защитник традиционных церковных устоев, борец с инициаторами церковного «раскола» послеоктябрьских лет, страстотерпец, Патриарх Тихон был причислен к лику святых в 1989 г. Икона, видимо, находившаяся в личной молельне столь чтимого святого, имеет большую важность как памятник духовной истории России XX в.
Общая стартовая цена икон превышает 800 000 долларов. Впервые на российском антикварном аукционе выставляются иконы, коммерческая оценка которых достигает вершин, привычно занятых полотнами художников-академиков и авангардистов. Вероятно, на предстоящих торгах ценовой «разрыв» между произведениями духовной и светской живописи России будет, наконец, преодолен. Показатели, достигнутые в ходе предстоящего действа, могут преобразить ценовые критерии в доселе невиданных масштабах.
В прочих, традиционных для Гелоса стрингах годового аукциона также выделяется ряд лотов, которые с полной уверенностью можно назвать топовыми.
Например, со стартовой ценой в 36 тыс. долл. в стринге букинистики будут продаваться 45 акварелей полковых знамен и 20 акварелей обмундирования и вооружения русских воинов IX – нач. XVII вв., выполненные в 1830–1840 гг. При этом 19 рисунков обмундирования и вооружения имеют карандашные пометы, которые являются собственноручными записями императора Николая I (экспертиза ГИМ). С 2200 долл. начнутся торги за альманах «Памятник отечественных муз» 1827 г., изданный в Санкт-Петербурге, в типографии А.Смирдина. Этот альманах издавал Борис Федоров, который без разрешения Александра Пушкина напечатал в нем несколько произведений поэта. Все стихотворения Пушкина напечатаны в этом альманахе впервые!
Топ-лист живописных работ включает в себя три произведения – это портрет «Девочки в красном платке», последняя треть XIX в. К.Маковского (старт 90 тыс.); Л.Каменев «Вид на Саввино-Сторожевский монастырь», 1877 г. (старт 50 тыс.); и «Послушница», 1922 г., М.Нестерова (старт 2 тыс. долл.).
Среди предметов, выполненных из фарфора, стекла и фаянса, наибольшего внимания заслуживает декоративная фарфоровая тарелка, посвященная советским азиатским республикам с лозунгом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», автор росписи О.Татевосян, 1920-е гг. – 2500 долл.
Лучшими лотами коллекции серебра на аукционе стали парные вазы для цветов – Россия, Москва, Четвертая Московская артель, после 1908 г., со стартом 50 тыс. долл. и настольное украшение в форме модели парусного корабля, покоящегося на хвостах 4 дельфинов, – Франция, Париж, мастер Charpenat Jean Pierre, 1784 г., со стартом 10 тыс. Также здесь необходимо отметить 5 рамок для фотографий фирм К.Фаберже и Болин со стартовыми ценами от 2 до 10 тыс. долл.
Кроме всего прочего на аукционе будет представлена весьма солидная подборка картин современных авторов: Буха, Гросицкого, Голицыной, Жутовского, Медведевой Кати, Модорова, Решетниковой, Чубарова и других.
Мартовские торги в Гелосе, возможно, отметят следующий уровень на ценностной шкале, выражающей отвлеченный статус произведений искусства на языке современного, материального мира.