Герб Французской Республики на письме Наполеона.
«Жозефина, Ты должна была уехать 5-го из Парижа, ты должна была уехать 11-го, а ты не уехала и 12-го┘ Почта приходит без твоих писем┘ Твоя любовь ко мне была пустым капризом┘ Я ускорил мои операции. Я рассчитывал 13-го быть в Милане, а ты еще в Париже┘ Твой образ был всегда на моем сердце. Не было мысли, чтобы увидеть его и не покрыть поцелуями. А ты, ты не держала в руках мой портрет в течение 6-ти месяцев┘ Тысяча ножей раздирают мое сердце – не вонзай их еще глубже┘» Так писал 20 прериаля 4 года Республики (8 июня 1796 г.) главнокомандующий армией Французской Республики в Италии дивизионный генерал Наполеон Бонапарт из Милана в Париж своей супруге Жозефине Бонапарт. Читая исторические хроники, мы привыкли воспринимать Наполеона как холодного расчетливого полководца, деспота и тирана, который захватил пол-Европы, сжег Москву, и был побежден русской армией под руководством Кутузова. Но он был еще и человеком. И как человек, он влюблялся, находясь в походе, писал по нескольку любовных писем в день, и торопил военные события, чтобы встретиться с любимой.
Значение этого письменного документа и для аукционного дома, и для нашей культуры в целом трудно переоценить. Руководство Гелоса ставит его в один ряд с такими своими продажами, как бовенитовая фигурка слона фирмы Фаберже и «Черный квадрат» Малевича. Один из самых сложных вопросов в этой ситуации – вопрос ценообразования. Стартовая цена письма Наполеона составляет 50 тыс. долл. Что же касается предварительных прогнозов продажи, то их президент аукционного дома делать не стал. Заметил только, что несколько лет назад в Париже документ, по значимости сопоставимый с этим, был продан примерно за 200 тыс. долл.
Эксперт Исторического музея Андрей Дмитриевич Яновский рассказал о том, что в музее была проведена очень серьезная экспертиза, с привлечением специалистов из института всеобщей истории РАН и Государственного архива РФ, а также известного французского историка, профессора Сорбонны Жана Тюлара. Письмо Наполеона Жозефине является редким документом именно для нашей страны, но не для Франции, что вполне естественно. Во Франции писем Наполеона к Жозефине сохранилось несколько сотен, и многие из них неоднократно публиковались, в том числе письмо, датированное тремя днями позже того, что оказалось в Москве, и с практически идентичным содержанием. Яновский на 99% уверен, что это письмо единственное на территории нашей страны, по крайней мере ни в одном из ведущих государственных архивов писем Наполеона нет. Есть автографы, их в общей сложности около 40, но это по большей части подписи или резолюции на приказах или иных официальных документах, и большая часть их находится в Историческом музее.
На том же аукционе будут продаваться несколько предметов, близких по времени и тематике, и среди них – сабля, подаренная Наполеону полковником 1-го конно-егерского полка Меда. До наших дней сохранился только клинок, изготовленный на Золингеновской мануфактуре «Братья Вайерсберг», ножны и рукоять современные. Сабля была заказана полковником Меда в честь Наполеона, тогда уже императора Франции. На стальном клинке, украшенном гравировкой и позолотой, выведены надписи «За Честь и Отечество, I конно-егерский полк» и «Великому Наполеону I, императору французов и королю Италии». Всего известно три таких сабли. Одна из них хранится в частном парижском собрании, другая – в фондах Исторического музея в Москве. Третья пока что находится в отделе антикварного оружия Гелоса.