Рисунок Н.Денисовского для журнала 'Бузотер' 'Мужчина и женщина за завтраком'. 1926 г.
В галерее «Ковчег» 10 февраля открылась выставка под названием «Желтые страницы», посвященная газете в изобразительном искусстве XX в. К подобным сюжетам, связывающим повседневную жизнь, культуру и искусство галерея обращается не впервые. На ее счету экспозиции «Память нёба» – о еде в российском искусстве, «Сто лет с огоньком», посвященная курению и курильщикам, «На солнечном пляже в июне...», показавшая взгляд художников XX века на отдых у воды, и прошедшая сравнительно недавно выставка «Слушали – постановили», напомнившая о таких неотъемлемых от советского времени мероприятиях, как партийные и прочие собрания, заседания комиссий, слеты депутатов. И вот теперь галерея обратилась к пожелтевшим от времени газетным страницам.
Что общего между газетой и изобразительным искусством? Как оказалось, общего довольно много. На выставке есть и что посмотреть, и что почитать. Почитать можно газеты, по времени уже считающиеся антиквариатом. Рассказ о том «Кто они – эти славные чекисты?», репортажи о похоронах Сталина и полете в космос Гагарина, материал о заговоре шпионов Антанты и Деникина в экстренном выпуске Стенной газеты РОСТА от 23 сентября 1919 года – все это уже стало историей. Есть на выставке и совершенно уникальные образцы, как, например, «Газета футуристов», издававшаяся Маяковским, Бурлюком и Крученых, или газета «Владимир Маяковский», выпущенная через десять дней после его смерти.
Есть в экспозиции и на что посмотреть. Живопись, графика, скульптура, коллажи, арт-объекты Юрия Анненкова, Владимира Лебедева, Давида Штеренберга, Дмитрия Моора, Кукрыниксов, Оскара Рабина, Виктора Попкова, Михаила Рогинского и многих других собраны галереей в единую экспозицию при поддержке ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГТГ, Музея В.Маяковского, Московского музея современного искусства и частных галерей.
Сложно сказать, появятся ли спустя десятилетия работы, изображающие человека, который читает интернет-новости на экране монитора, но людей, читающих газеты, на протяжении XX века изображали многократно. Это и живописные чтения декретов о земле и о мире Владимира Серова, и рисунок «Последние известия» известного графика Леонида Сойфертиса, и работа 1926 года «Мужчина и женщина за завтраком» Николая Денисовского, и многое-многое другое.
Фото предоставлены галереей 'Ковчег'
«Московской Иллюстрированной Газеткой» 1890 года издания оклеены внутренние стенки старинного сундука из дома, построенного на окраине Москвы, в Новогиреево, Иваном Ефимовым и Владимиром Фаворским. Из-за него выглядывают фигурки театра теней Ефимова и его жены Нины Симонович-Ефимовой. А рядом с театром теней расположились силуэты их потомка Ивана Голицына. Силуэты эти необычны тем, что вырезаны из газеты и рассчитаны на восприятие на просвет. Подвешенные в воздухе с направленным на них светом, они дают теневое изображение на стене. Визуальный ряд экспозиции дополнен записанными на радиостанции «Эхо Москвы» «Московскими старостями», озвучившими новости из столичных газет столетней давности.