Автопортрет Мунка из коллекции Ольсена.
Аукционный дом Кристис 6–7 февраля проведет в Лондоне очередные торги, посвященные искусству импрессионистов и живописи XX в. Первые имена этого периода и заведомые шедевры будут представлены во всем разнообразии. Цены соответствуют уровню работ. Небольшая работа Винсента ван Гога «Ткач» (37х45) предлагается с эстимейтом в 400–600 тыс. фунтов стерлингов, «Лодки на Сене в Буживале» Камиля Писсарро (43х60) за 2–3 млн. фунтов, рисунок в смешанной технике Пабло Пикассо «Шут и юная акробатка» (58х47; 1905) выставлен с эстимейтом 1,5–2,5 млн. фунтов, «Галатея» Сальвадора Дали (101х101; 1954–1956) за 800–1200 тыс. фунтов. Самым дорогим из предлагаемых лотов заявлена работа художника «парижской школы» Хаима Сутина 1924 г. (130х75), на которой изображен один из любимых мотивов мастера – кровавая туша быка. Эстимейт этой работы составляет 4,2–4,8 млн. фунтов.
На день позже, 7–8 февраля, торги с той же тематикой проведет в Лондоне и аукционный дом Сотбис. Здесь самый высокий эстимейт у картины знаменитого постимпрессиониста Поля Гогена «Две золотые женщины с цветами в волосах» (74х65). Он составляет 11–14 млн. фунтов. Но главным событием этих торгов станет распродажа работ Эдварда Мунка из коллекции покровителя художника Томаса Ольсена. Это самая разнообразная из всех коллекций работ Мунка, когда-либо выставлявшихся на международные торги. Подборка достаточно полно отображает творческий путь знаменитого норвежского живописца, который считается одним из основателей экспрессионизма: его юность в Кристиании (Осло), годы, проведенные в Германии, и последний период в Хвитстене.
Особого внимания заслуживают автопортреты Мунка. Как и Ван Гог, Мунк считается одним из величайших мастеров автопортрета XX в., однако за последнее время ни один автопортрет этого художника не выставлялся на публичную продажу. Здесь же их будет сразу два. «Автопортрет на двухцветном фоне» написан в 1904 г., в период постоянных переездов и психологической нестабильности после разрыва с Туллой Ларсен (страстный роман закончился тем, что бывшая любовница стреляла в Мунка из револьвера, изуродовав его левую руку), под влиянием смелой цветовой гаммы фовистов, с которыми Мунк познакомился в Париже. Его эстимейт составляет 2–3 млн. фунтов. Второе полотно «Автопортрет во время выздоровления» было написано 14 лет спустя, в 1918 г., когда художнику удалось справиться с испанкой – болезнью, погубившей во время Первой мировой войны более 2 млн. человек. Его предварительная оценка составляет 0,75–1 млн. фунтов.
В 1933 г. по распоряжению Гитлера был составлен отчет о немецком искусстве, согласно которому работы 112 художников, в числе которых оказался и Мунк, были признаны «вырождающимся искусством». Более 16 000 работ, среди которых находилось 82 полотна кисти Мунка, были изъяты из публичных коллекций в Германии. Обеспокоенный судьбой своих картин, Мунк обратился за помощью к своему покровителю и соседу в Хвитстене, Томасу Ольсену, который финансово способствовал возвращению на родину и сохранению многих полотен Мунка. В начале февраля торги Сотбис позволят части собрания Ольсена переместиться в музеи и частные коллекции.