'Кафе 'Греко' кисти Виктора Иванова, – когда-то эта картина была символом сурового стиля.
Галерея Совком проводит 4 февраля первый в нынешнем календарном году аукцион с порядковым номером 10. Во второй раз торги пройдут в недавно отстроенном собственном помещении галереи на улице Щепкина. На этот раз выставляется 119 лотов – чуть больше обычного количества. Это исключительно произведения живописи и графики мастеров советского периода, – галерея, похоже, пока отказалась от включения в свои каталоги работ художников русского, «досоветского», академизма, что бывало раньше. И при этом заявила в качестве ближайшего направления развития «фарфор и фотографии известных мастеров».
Стоит особо отметить как несомненно положительное качество каталога Совкома, что каждый лот сопровождается указанием на его провенанс (происхождение). Либо «из частной коллекции», либо «от наследников», а чаще всего – «из собрания галереи Совком».
Коллекция получилась очень качественной: это буквально история советской живописи 60-х-70-х годов. Особенно бросается в глаза великолепная подборка крупнейших представителей так называемого «сурового стиля».
Начнутся торги, по совкомовской традиции, мини-стрингом работ известного графика 60-х Леонида Сойфертиса. Пять его журнальных иллюстраций-карикатур оцениваются от 800 до 1100 долл. В первой части каталога стоит отметить несколько работ классиков советского искусства, начинавших свою художественную деятельность еще в первые послереволюционные годы. Это абхазский пейзаж Николая Терпсихорова (60х96; оценка 6,5–7 тыс. долл.), букет Николая Тырсы (65х54; 1931; 17–19 тысяч), «Шиповник» Порфирия Крылова из Кукрыниксов (34х24; 2,2–2,5 тыс.), «Портрет жены» Сергея Герасимова (25х31; конец 1930-х; 4,2–4,5 тыс.) и самый дорогой лот аукциона – большое полотно Надежды Удальцовой «На уборке урожая» (100х85; конец 1930-х). Этот лот получил эстимейт 53–55 тыс. долл. Не обошлось, конечно, и без традиционного для московских аукционов советского искусства Дмитрия Налбандяна. «Вид Ватикана» кисти знаменитого портретиста всех лидеров СССР (40х70; 1963), работа опубликованная, с хорошим провенансом, предварительно оценена в 20–22 тыс. долл.
И, наконец, явный топ-лот всех торгов – полотно Виктора Иванова «Кафе Греко» (56х61). Это авторский вариант картины 1974 года, считавшейся в середине 70-х одним из символов «сурового стиля» или «романтического реализма», как его еще иногда называли в те годы. Изображены пять «столпов» этого направления: Коржев, Оссовский, Зверьков, Жилинский и сам Иванов в раздумьях о судьбах искусства за столиком знаменитого римского кафе «Греко», где перебывали все знаменитости арт-мира. Эстимейт этого знакового полотна составляет 28–30 тысяч долларов.