Картина М.Кислинга 'Портрет жены' уже нашла своего покупателя.П.Кремень. «Пейзаж», 1918 г.Главное открытие галереи – работы Василия Хмелюка (натюрморт «Цветы»). Фото предоставлены галереей «Улей»
«Известный Парижу и неведомый у нас», – так в 1928 году писал искусствовед Абрам Эфрос о Хаиме Сутине в каталоге выставки «Современное французское искусство в Москве». Примерно то же самое он мог бы написать в то время и о Пинхусе Кремене, Адольфе Федере и других художниках, родившихся на территории теперь уже бывшего Советского Союза, но прославившихся как художники «парижской школы». С тех пор прошло почти сто лет, и теперь их имена хорошо известны и в Европе, и у нас, но что касается рынка, то их работы по-прежнему продаются в основном там, где они жили и работали, то есть на Западе. Исправить ситуацию взялась галерея «Улей», в которой сейчас проходит выставка «Хаим Сутин и художники его круга».
Галерея «Улей» появилась на московском антикварном рынке чуть более полугода назад, и уже одно ее название говорит посвященным и о ее специализации, и о вероятных планах на будущее. Специализация вытекает из истории. Сто с лишним лет назад в Париже преуспевающий скульптор Альфред Буше купил за бесценок просторный участок земли к югу от Монпарнаса, а заодно и «Ротонду вин» – павильон, построенный по проекту Гюстава Эйфеля для выставки 1900 года, на тот момент уже демонтированный. Ротонду он воздвиг заново на купленной земле, назвал ее «Виллой Медичи», внутри устроил узкие комнаты-мастерские и за мизерную плату стал сдавать их бедным художникам. Талантливые обитатели прозвали здание La Ruche – «Улей» и, став знаменитыми, прославили и его в своих мемуарах. С «Улья» началось завоевание Парижа для Шагала, Кременя, Кикоина, Сутина и многих других. С московского подвальчика бывшего доходного дома в Петровском переулке, возможно, начнется их распространение на отечественном рынке. Галерея уже заявила о себе на осеннем Российском антикварном салоне, впереди – весенний салон и Международная ярмарка антиквариата, где галерея вполне могла бы достойно конкурировать с западными коллегами, представляющими художников «парижской школы».
Среди очевидных шедевров коллекции – картина Адольфа Федера «Женщина с кувшином» 1914 г., цена на которую составляет около 100 тыс. евро. Большой удачей галереи можно считать экспозицию из 9 работ украинского художника Василия Хмелюка. Его манера близка манере Сутина – та же экспрессия, более крупный и нервный мазок, часто близкие сюжеты. Приехавший в Париж в том же примерно возрасте, но соответственно на 10 лет позже, Хмелюк явно находился под влиянием мэтра. В 1940-е годы он получил признание (как раз этот период – 1940-е–начало 50-х – представлен в галерее) и его персональные выставки с успехом проходили в Европе и Америке, но в Россию работы художника привезены впервые. Так что экспозицию в «Улье» можно считать открытием Хмелюка и для любителей искусства, и для антикварного рынка. Интересно, что на Украине картин Хмелюка меньше, чем в московской галерее – всего несколько его работ хранятся в Львовской картинной галерее, а 100-летие художника Винницкий художественный музей отмечал выставкой репродукций. Цены на его работы, представленные в галерее «Улей», колеблются от 15 тыс. евро за небольшие натюрморты до 50 тыс. евро за экспрессивный «Мужской портрет».
Фото предоставлены галереей «Улей»
На выставке представлены также пейзажи 1930-х годов Константина Терешковича и оригинальный «Диптих» Марии Васильевой, организовавшей по приезде в Париж другой центр художественной жизни русских парижан – Русскую академию. Скульптура в экспозиции представлена единственной работой Осипа Цадкина «Арлекин».
Как сто лет назад «Улей» и академия Марии Васильевой были местом, где обретались выходцы из России в Париже, так сейчас галерея «Улей» становится местом, где можно увидеть и купить работы этих художников в Москве. Во всяком случае, на нашем рынке эта ниша пока не занята.