На Рождественском аукционе Гелоса цена на эту палехскую шкатулку 1957 года выросла почти в десять раз – с 1400 до 16 тысяч рублей.
Прошедший 23 декабря в доме Гелос Рождественский аукцион завершил серию торгов 2005 года. На нем было выставлено 618 лотов, а само название аукциону дал специальный стринг – «Рождественский», в котором были представлены старинные елочные игрушки, шкатулки со сказочными названиями, картины на рождественскую тематику. Самым дорогим лотом здесь стала фарфоровая композиция «Лыжник» 1954 года, украшенная лепкой и позолотой, за которую заплатили 6 тыс. руб.
По традиции стринги нумизматики, букинистики и филателии были выделены в отдельную раннюю сессию, которую позже продолжили стринги живописи, декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, антикварного оружия.
Весьма неожиданно как для участников аукциона, так и для организаторов стали упорные торги в букинистическом стринге за лот «Материалы для русской библиографии: Хронологическое обозрение редких и замечательных русских книг XVIII столетия, напечатанных в России гражданским шрифтом. 1725–1800». Именно это прижизненное издание русского библиографа Николая Губерти стало самым дорогим лотом в этой подборке: сумма ухода составила 120 тыс. руб., что в 8 раз превысило старт.
В стринге «Предметы быта и интерьера», как всегда в новогодние праздники, хорошим спросом пользовались шкатулки. Например, небольшая шкатулка под названием «Сказка о золотом петушке» (Палех, автор Ю.Виноградов, 1957 г.). Торг за эту вещь был нешуточный. При старте 1600 руб. цена продажи составила 14 тысяч, при этом если бы один из участников торгов не уступил, то цена могла бы подняться еще выше.
В стринге «Фарфор, стекло, фаянс» особый ажиотаж среди участников вызвали изготовленная на Императорском фарфоровом заводе тарелка «Князь Долгорукий» из серии «Соратники Петра I» и флакон из изумрудного стекла первой четверти XIX века. За оба предмета начинали торговаться с 24 тыс. руб., а в конечном итоге цена покупателя на флакон составила 110 тысяч, а на тарелку – 160 тысяч, и это оказался самый дорогой лот всего Рождественского аукциона.
В серии истинно мужских подарков XIX века можно выделить предметы стринга антикварного оружия, где за английский морской офицерский английский кортик I четверти ХIХ века было отдано 50 тыс. руб.
Как всегда на аукционах в Гелосе, хорошим спросом пользовались картины племянницы Александра Блока – Марины Тиме-Блок. За две картины «Набережная реки Мойки» и «Полная Луна» 1976 года, выполненные на бумаге в смешанной технике, покупатели выложили из своего кармана соответственно 12 и 10 тыс. руб. В последнее время особую популярность получили работы театральной художницы Ирины Вильямс. Конечные цены на ее эскизы театральных декораций – 30 и 48 тыс. руб. – во много раз превысили старт.
В разделе серебра основное внимание участников аукциона было направлено на топ-лоты. Так, две солонки фирмы К.Фаберже были проданы за 60 и 40 тыс. руб. Это неудивительно – Фаберже пользуется популярностью всегда, а в преддверии праздников особенно востребован.
В нумизматическом стринге было выставлено 226 лотов. Видимо, предчувствуя, что значительная часть купленных монет может быть преподнесена в качестве рождественского или новогоднего подарка, цены на них были «божескими», и только по десяти была превышена планка в 10 тыс. руб. Это себя вполне оправдало – было куплено 70% лотов, из которых только небольшая часть по стартовым ценам. Самой дорогой стала полтина 1742 года состояния VF-XF, за которую заплатили по старту – 60 тыс. руб. Затем следуют рубли 1839 года «По случаю открытия памятника-часовни на Бородинском поле» (30 тысяч при старте 28) и 1834 года «По случаю открытия памятника Александру I» (26 тысяч при старте 24). Из золотых максимальную цену 24 тыс. руб. (старт 18 тысяч) заплатили за 5 рублей 1824 года.
Нумизматические аукционы Гелоса всегда отличаются наличием иностранного материала, в том числе средневекового, спрос на который обычно невелик. На этом аукционе, напротив, практически все средневековье нашло своих покупателей. А вот XIX век разошелся не так хорошо. Хотя за редкий серебряный талер 1867 года Георга Виктора заплатили 12 тыс. руб. при старте 11 тысяч. Золотой венецианский цехин без даты дожа Алоиса Моценго III (1722–1732) состояния UNC был куплен со значительным превышением стартовой цены (7 тыс. руб. при старте 4400). Купили все 3 золотые австро-венгерские монеты по 10 крон Франца Иосифа (1500–1600 руб.). Век XX среди зарубежных монет был представлен в основном «золотом», на которое тоже нашлись покупатели.
Что касается «советов», то здесь преобладали довоенные знаки различных организаций и обществ. На такой фалеристический материал спрос растет «как на дрожжах». Все 6 знаков были проданы с превышением стартовых цен. Для знака «Водоспасатель Союзосвод СССР» эти показатели составили 4200 и 3000 руб.
Что еще интересного преподнес данный аукцион? Для российских монет прослеживается следующая тенденция – был раскуплен практически весь Петр I, затем следовал некоторый спад интереса, а к XIX веку он опять возрос, стартовые цены на большинство монет XIX века, за небольшим исключением, не превышали 10 тыс. руб.
Практически впервые на московских нумизматических аукционах была представлена большая подборка из золотых десяток (наверное, из какого-нибудь клада с чердака старого дома). Среди них было 9 таких монет 1899 года, из которых 8 было продано по 5 тыс. руб. за штуку. По таким же ценам купили 4 десятки чекана 1900 года и две 1901 года. А за десятку 1909 года в связи с ее редкостью заплатили уже 11 тыс. руб. Дорогими оказались и серебряные 50 копеек 1900 года (7500 руб.).