Новый рекорд Мстислава Добужинского – 168 тысяч евро.
После оглушительного успеха первого аукциона наследия Мстислава Добужинского 24 июня этого года, когда за 275 лотов в общей сложности было выручено более 3 млн. 360 тыс. евро, задача по распродаже оставшихся 490 не казалась такой уж трудной. Организаторы разослали каталоги по имеющимся у них адресам покупателей первого аукциона, как и в первый раз вынесли фотографии всех лотов на русифицированный сайт, поместили в еженедельнике Отеля Друо квалифицированный анонс Анн Фостер, посвященный новаторству русских в мировом сценическом искусстве начала XX века вообще и роли М.Добужинского в этом процессе в частности.
Торги проходили два дня. Первые 263 лота, объединившие пейзажи, портреты, иллюстрации и различные композиции, продавались 22 ноября. На следующий день – в основном эскизы декораций спектаклей и театральных костюмов.
Следует отметить, что на этот раз в парижском зале Друо-Монтень собралось заметно меньше желающих приобрести произведения художника, да и число покупающих по телефону сильно сократилось, что, по-видимому, и сказалось на результатах торгов. Один лот даже не был востребован. Итог первого дня составил сумму около 1 млн. 770 тыс. евро, второго – 1 млн. 460 тыс. Тем не менее не обошлось без рекорда. 168 тыс. евро – такова теперь максимальная цена, уплаченная за гуашь Добужинского, представляющую собой эскиз декорации к спектаклю «Императорский балет» (50х60; 1946; Нью-Йорк). Великолепный образец театрального творчества Добужинского, репродукция которого украшала обложку каталога.
Надо сказать, что эксперты распродажи по результатам первого аукциона скорректировали свое представление о ценовом уровне работ Добужинского. Предварительные оценки второго каталога по сравнению с первым существенно отличались в большую сторону. Так, например, эскиз декорации к балету «Раймонда» (54х68; 1935; Лондон; гуашь/акварель) в первом каталоге был оценен в 2–2,5 тыс. евро, а подобный же эскиз для Национального Литовского театра (34х48; Каунас; 1933; гуашь) во втором – уже в 8–10 тыс. евро. Несмотря на это, большинство лотов продавалось со значительным, часто в несколько раз, превышением и этих новых оценок. Уже упоминавшийся эскиз к «Раймонде» в итоге был продан за 18 тыс. евро. Из театральной подборки отметим еще: эскиз декорации к прологу, первому и четвертому актам оперы А.Бородина «Князь Игорь» в постановке Национального Литовского театра (38х47; 1934; Каунас; гуашь) – 78 тыс. евро; проект декорации к балету Театра Метрополитен-опера «Русский солдат» (50х38; 1942; Нью-Йорк; гуашь) – 50 тыс. евро; четыре проекта костюмов к «Механическому балету» в постановке американского балета Караван (31х23; 1940; Бостон; тушь/гуашь/бумага) – 38 тыс. евро.
Самой примечательной продажей подборки первого дня стал «Натюрморт» (65х48; 1929; х/м). При оценке 1200–1500 евро он был продан за 98 тыс. Композиция «Склады в Ростове-на-Дону» (43х58; 1904; карандаш/акварель/картон) нашла своего покупателя за 84 тыс.евро, а «Санкт-петербургский дворик» (50х41; 1929; х/к/м) – за 75 тыс. евро.
Наследство Ростислава Мстиславовича Добужинского распродано. Результат трех аукционов – 6 млн. 600 тыс. евро – более чем впечатляющ. Международный коммерческий рейтинг замечательного русского художника Мстислава Валериановича Добужинского встал вровень с мировыми именитостями. Надолго ли и сколь он легитимен – будет ясно уже в ближайшее время. Произведения художника – не редкость на публичных торгах. Работы, подобные проданным, но с оценкой в прежнем формате рейтинга представлены на ближайших аукционах Сотби и Кристи. А успешные французские комиссары-призеры заявили на 30 ноября продажу эскиза к балету «Коппелия» (27х27; 1936; Монте-Карло; гуашь) уже с оценкой 20–25 тыс. евро.
В заключение несколько штрихов об отношении устроителей распродажи работ Добужинского к русским покупателям. После первого аукциона, перед тем как отдать купленные лоты, они требовали оплаты непрошеной услуги, а именно хранения этих лотов в якобы специально оборудованных помещениях. Поскольку плата исчислялась в процентах от купленного, речь шла о немалых суммах.
На последних двух торгах аукционист время от времени «настукивал» два-три лишних удара вошедшему в ажиотаж покупателю. То есть увеличивал ему цену на два-три шага, в то время как борьбы за этот лот уже не было. Однажды таким образом он «настучал» лишних 4 тыс. евро! Когда же заметивший это безобразие покупатель возмущенно потребовал вторично поставить на продажу этот лот, аукционист категорически отказался. Таково беспардонное отношение к клиентам, от которых счета устроителей пополнятся более чем двумя миллионами евро.