'А как это будет смотреться в моем интерьере?'
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
«Полвека советского искусства» – художественная ярмарка, которая уже во второй раз проводится компанией «Экспо-Парк» в середине декабря. По сравнению с Антикварной рождественской ярмаркой, которая располагается этажом ниже и проходит в те же сроки под рекламным слоганом «Что подарить человеку, у которого все есть», «Полвека» – проект концептуальный. По словам организаторов, это попытка вычленить из многообразного репертуара антикварного рынка творчество художников, работавших в самый непростой и спорный период отечественной истории. Полвека в данном контексте – это 1930–1980-е годы, но справедливости ради стоит отметить, что на стендах участников (а это 35 галерей, по большей части московских) временные рамки немного расширены – достаточно хорошо представлены 20-е годы, кое-где встречаются и 90-е.
Ярмарка возникла в прошлом году на волне растущего интереса к искусству советского времени. Художественное наследие этого периода огромно и отличается большим разнообразием стилей, течений и направлений. Соответственно росту популярности за последние годы наблюдается и рост цен, однако в целом рынок произведений советского искусства еще находится в стадии формирования, как в отношении ценообразования, так и в отношении изучения работ, так что и скачки цен, и открытия новых имен должны быть еще впереди. Если для XVIII – начала XX века градация первых-вторых-третьих и так далее имен уже сложилась, то по отношению к советскому искусству, круг первых имен которого долгое время определялся политическим режимом, такая градация складывается сейчас. Помимо «генеральной линии» и «андеграунда» здесь много художников, пока неизвестных или незаслуженно забытых, но от этого не менее талантливых. В качестве примера можно назвать самобытные работы 20-х годов художницы Ольги Ваулиной (художественный фонд «Новая Галерея»).
Интерес к советскому периоду, возможно, подогрет еще и нестабильной ситуацией с экспертизой и многочисленными разговорами в СМИ о подделках картин. Советским художникам в этом отношении, можно сказать, повезло – фальсификаций здесь гораздо меньше, по крайней мере пока.
Ярмарка «Полвека советского искусства» наряду с прошедшей за неделю до нее Антикварной книжной ярмаркой демонстрирует также тенденцию к выделению и специализации отдельных сегментов антикварного рынка. Тенденцию эту стоит считать положительной, поскольку специализация галереи на определенном периоде означает, как правило, профессионализм ее сотрудников в данной области, что нельзя не считать плюсом. Кроме того, такие специализированные ярмарки удобны как для галеристов, так и для коллекционеров, получающих возможность «найти друг друга» в соответствии со своими интересами.
Традиционно для антикварных ярмарок, экспозиция имеет некоммерческую часть. На этот раз гвоздь программы – выставка советской живописи из фондов Международной конфедерации союзов художников. Представлены Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Александр Самохвалов и другие. Возвращаясь еще раз к вопросу подлинности живописных работ, стоит отметить, что все работы из этого собрания покупались лично у художников во время или по окончании выставок, а потому они, во-первых, бесспорны, а во-вторых, могут служить эталонами для работы экспертов по этому периоду.
Вторая часть некоммерческой программы – тематическая экспозиция «1950–1980-е глазами коллекционеров». На ней представлены работы из собраний Михаила Алшибая, Дмитрия Пикулина и Группы компаний Крафт, Игоря Маркина и Коллекции ART4, фонда «Современный город». Многие из этих работ раньше нигде не экспонировались, и широкому зрителю они представлены впервые.
В продолжение некоммерческой программы тематические экспозиции устроены на стендах некоторых галерей. Так, галерея «Ковчег» представила графику Аминадава Каневского, автора иллюстраций к «Золотому ключику» Толстого, произведениям Гоголя и Маяковского. На стенде галереи Леонида Шишкина – проект «Средняя Азия» – впечатления московских и ленинградских художников, в разные годы оказывавшихся в ярком и красочном экзотическом мире советского Востока. Галерея Г.О.С.Т. организовала персональную экспозицию художницы советского плаката 1930–1970-х годов Нины Ватолиной. На стендах Галлеев-галереи и салона «На Патриарших» – персональные экспозиции произведений Евгения Зуева и Сергея Пичугина.
Достойным завершением ярмарки обещают стать два аукциона советской живописи, которые пройдут в субботу – в один день и, к сожалению, в один час. В ЦДХ проведет аукцион галерея Леонида Шишкина. В соответствии с названием аукциона «Советская живопись. Первые имена» на торги будут выставлены около ста лотов выдающихся живописцев и графиков прошлого столетия. Временной диапазон произведений – от работы 1910-х годов Витольда Бялыницкого-Бируля до произведений 1990-х кисти Петра Оссовского и Татьяны Назаренко. Среди топ-лотов аукциона – небольшой акварельный «Портрет хирурга Вишневского» кисти Петра Кончаловского, работы Владимира Стожарова, Дмитрия Налбандяна, Якова Хаимова.
В историческом отеле «Советский», что на Ленинградском проспекте, проведет свой второй аукцион «Русская Галерея Искусств». Название аукциона «50 лет, 50 имен, 50 лотов» и отбор произведений тематически связаны с ярмаркой, где на стенде галереи можно увидеть работы, которые в субботу переместятся в отель «Советский» и будут выставлены на аукцион. 50 лет в данном контексте – это послевоенный период советского искусства, 50 имен – это такие корифеи, как Владимир Стожаров, Аркадий Пластов, Тимофей Катуркин и другие художники, расцвет творчества которых пришелся на середину – вторую половину прошлого века.