Полотно Марии Якунчиковой «Введенское» оценивается в 150–200 тыс. фунтов стерлингов.
В рамках предстоящей «русской аукционной недели» в Лондоне дом Кристис проведет 30 ноября торги с традиционным названием «Important Russian Pictures and Russian Works of Art» («Выдающиеся русские картины и русские предметы искусства»). Надо сказать, что дом Кристис в отличие от своих главных конкурентов из Сотбис проводит русскую сессию в один день: до обеда – картины, после обеда – прикладное искусство. Поэтому торги обычно затягиваются до позднего вечера. (Сотбис разносит аукционы на два дня и на два разных помещения.)
Как уже писалось ранее, во главу аукциона, посвященного выдающимся русским картинам, по праву можно поставить картину Ивана Айвазовского «Рыбацкая лодка по соседству с купеческим бригом на якоре» (оценка: 800 тыс. – 1,2 млн. фунтов стерлингов) – работу, впервые вышедшую на аукционный рынок.
Морские пейзажи с удивительной тональной гармонией, запечатлевающие границу между реальностью и фантазией, являлись визитной карточкой Айвазовского. Всю жизнь увлеченный морем, Айвазовский умело писал различные состояния морского пейзажа. Картина, предоставленная к аукциону, передает контраст рыбацкой лодки, где семья рыбака занимается своим ремеслом, и величавого купеческого брига с полуспущенными парусами. Фоном для этого сравнения служит утренний свет, просачивающийся через эфемерную утреннюю дымку, и изрезанный горный силуэт. На среднем фоне выступает спокойная гладь моря.
Отмечается серия работ Марии Якунчиковой, которая признается редкой и значительной находкой специалистов аукциона. На профессиональной параллели с Левитаном и Коровиным «дражайший поэт русских лесов», согласно словам Сергея Дягилева, Якунчикова чрезвычайно редко выставлялась на аукционы и публичные продажи. Преждевременная смерть художницы в возрасте двадцати двух лет оборвала творческую карьеру, значительные задатки которой видны на работах, предоставленных к продаже. Более того, никогда ранее к продаже не выставлялась целая коллекция работ этой замечательной художницы.
След оставленный Марией Якунчиковой в русском искусстве знаменателен безграничным воображением художницы и способностью впитать удивительно умелым образом такие течения, как импрессионизм, символизм, модерн, русское народное искусство, с помощью многочисленных живописных и графических техник, в том числе пирогравюры.
Среди работ, предоставленных к аукциону, особо выделяется «Вид из окна старого дома, Введенское» (оценка: 150–200 тыс. фунтов), вариант шедевра, находящегося в экспозиции Третьяковской галереи.
После обучения в Италии и Испании с 1914 по 1915 г. Александр Яковлев представил тенденции итальянского Ренессанса российской публике и навсегда остался в истории как представитель нового классицизма в русском искусстве. В Париже 1920-х годов известность Яковлева как этнографического художника резко возросла, когда он был назначен официальным художником Центрально-Африканской экспедиции, организованной компанией Ситроен, «La Croisiere Noire» в 1925 году. Яковлев запечатлел пейзажи, этносы, ритуалы; один из редчайших пейзажей, виды города Зиндер (старинной столицы Нигера), выполненных маслом, предоставляется вниманию публики во время ноябрьского аукциона.
Внушительная икона-триптих, принадлежавшая русской Императорскоaй семье, – следующий лот, достойный внимания. Исторически икона была частью коллекции цесаревича Алексея, сына императора Николая Второго. На оборотной стороне иконы выгравирована надпись, подтверждающая, что икона была преподнесена императорской семье от жителей города Уральска. Икона, декорированная серебром и эмалью, украшена изображением св. Алексия, Митрополита Всея Руси на центральной панели, изображением Архангела Михаила с левой стороны, и св. Серафима Саровского – справа.
Над главной панелью находится куполообразный венец с православным крестом, на венце изображен Христос Вседержитель, слева от венца – св. Александр, справа – св. Николай. На передней части иконы – герб города Уральска (оценка: 220–280 тысяч). Икона экспонировалась на выставке «Фаберже в Америке» в музее Метрополитен в Нью-Йорке в 1996 г.
Временной период, последовавший за Революцией 1917 года, стал свидетелем взрыва художественной активности среди советских художников и дизайнеров, включая тех, кто работал на Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. Керамика, созданная в то время, украшалась лозунгами и изображениями в поддержку нового режима, эти предметы служили важным орудием пропаганды правительства большевиков. В предстоящий аукцион включены 18 декоративных тарелок высочайшего качества из коллекции Говарда Гилмана. Бывший председатель семейного издательского дома Говард Гилман знаком ценителям искусства по изумительной фотографической коллекции, которая недавно была приобретена музеем Метрополитен. Одна из декоративных тарелок – ранний знаменитый экземпляр, созданный Михаилом Адамовичем в первые годы после установления советской власти. На тарелке изображен портрет Ленина и лозунг: «Кто не Работает – Тот не Ест» (оценка 4,5–6,5 тыс.). Наконец, самый дорогой фарфоровый лот аукциона Кристис – супрематическая тарелка с рисунком Казимира Малевича – представлен на аукционе с оценкой от 70 000 до 90 000 фунтов.