Семен Лиссим в США, 1970-е годы.
Фото из архива художника
Живопись так называемых амазонок русского авангарда – Гончаровой, Экстер, Поповой, Степановой... – стала особенно популярна в последнее время, после проведения в Третьяковской галерее одноименной выставки. Как известно, многие из «амазонок» заканчивали свой жизненный и творческий путь за пределами России. Немудрено, что значительная часть их наследия осталась за границей.
Сейчас известный французский искусствовед Андре Наков, автор блестящей монографии о Казимире Малевиче, активно работает как раз над художественным наследием одной из «амазонок» – Александры Экстер, чье имя и талант ставят ее в один ряд с Малевичем, Татлиным, Розановой.
Как рассказал профессор Наков, часть архива Экстер он получил от близкого друга художницы, живописца Семена Лиссима. По завещанию Экстер, большинство рисунков и личный архив после ее смерти были переданы другу.
В 1920–1930-е годы русский художник-эмигрант Семен Михайлович Лиссим был очень популярен в Париже. Известный французским любителям искусства как Simon Lissim, он был не только живописцем, но и сценографом, расписывал фарфор, делал эскизы декоративных тканей.
У нас в России имя этого художника пока малоизвестно. Однако, учитывая растущий интерес операторов отечественного антикварного рынка к художникам русского зарубежья вообще, а «парижской школы», к которой, несомненно, принадлежит Лиссим, в особенности, перспективы в изучении и коллекционировании его работ явно существуют.
Лиссим родился в 1900 году в Киеве. В юные годы увлекался музыкой и живописью. В 1917-м работал в Киевском городском театре, где и познакомился с Александрой Экстер.
В 1919 году, в разгар иностранной интервенции и Гражданской войны на Украине, вместе с волной русской эмиграции он оказался в Берлине, где поступил в художественную школу Реймана. В конце 1921 года уехал в Париж, где поступил в Национальную школу декоративных искусств, но вскоре оставил учебу и начал самостоятельно заниматься в музеях и библиотеках, посещать выставки. Основательно изучив историю декоративного искусства и сценографии, Лиссим получил возможность приобщиться ко всем видам прикладного искусства.
В 1924 году начинается его многолетнее сотрудничество с фабриками фарфора в Севре и Лиможе, для которых он исполнял росписи декоративных ваз и тарелок. С 1925 года работал для фабрики шелка Баре в Лионе, делая эскизы для декоративных ширм, занавесов и тканей.
С начала 1920-х годов Лиссим, уже известный в театральном мире, исполняет эскизы декораций и костюмов к операм «Сказка о царе Салтане» и «Кощей Бессмертный» Римского-Корсакова (Барселона, 1924), «Князь Игорь» Бородина (Брюссель, 1925), к пьесе «Орленок» Ростана (Латвийский национальный театр, 1927).
Как живописец Лиссим начинает выставляться с 1922 года в парижских салонах Независимых, Общества художников-декораторов, Осеннем, Общества французских художников и Тюильри. Он участник многочисленных групповых выставок в Париже, Берлине, Лондоне, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и Риге. Его персональные выставки проходят в парижских и нью-йоркских галереях. На выставках экспонируются эскизы декораций, художественная керамика и акварели на русские темы: «Жар-птица», «Прогулка бояр», «Богатырь», «Владимиров Киев».
Творчество Лиссима заслужило высокую оценку. За эскизы декораций он получает серебряную медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925) и золотую – на Международной выставке в Брюсселе (1929).
В эти годы художник занимается общественной работой, работает секретарем в русском Художественном издательстве Когана, где знакомится с видными представителями русской арт-эмиграции Лукомским, Судейкиным, Бенуа и Бакстом. Лиссим является автором многих статей по вопросам декоративного искусства и театра, в том числе об Экстер и Кустодиеве, в журналах «Beaux-Arts» и «L’Art et les Artistes».
Уже в 1920–1930-е годы творчество Лиссима широко освещалось во французской и эмигрантской прессе, в Париже даже были изданы две французские монографии о нем, в 1928 и 1933 годах.
Перед войной, в 1941 году, Семен Лиссим переехал в Соединенные Штаты, поселился в Нью-Йорке. Продолжал заниматься станковой живописью и декоративно-прикладным искусством. В 1940-е он увлекся книжной графикой, иллюстрировал русские сказки. С 1944 по 1971 год вел курс сценографии в Городском колледже. Был другом и душеприказчиком Экстер, часть ее творческого наследия распределил по музеям США.
С 1930-х по 1970-е годы прошло множество персональных выставок Лиссима в частных галереях Нью-Йорка. В 1979–1980 годы в США прошла большая передвижная выставка «Мир Симона Лиссима». Ныне его работы представлены в Музее современного искусства и Музея декоративных искусств в Париже, музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, музее «Альбертинум» в Вене, Шекспировском мемориальном музее в Стратфорде-на-Эйвоне, Музее керамики в Севре, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Умер Лиссим в 1981 году в штате Флорида (США).
В России пока нет даже рисунков этого художника. Однако собирательство его работ – дело ближайшего будущего.