0
676
Газета Антиквариат Интернет-версия

30.09.2005 00:00:00

Салон прошел, вопросы остались

Тэги: антиквариат, салон


антиквариат, салон Катрин Карейо, хранитель музейного наследия марки Van Cleef & Arpels, во время ярмарки в Манеже прочла цикл лекций.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

В течение восьми дней в недавно восстановленном Большом Манеже проходила II Международная ярмарка изящных искусств. Сейчас, неделю спустя, можно подвести некоторые итоги этого салона.

В первую очередь бросалась в глаза подчеркнутая пафосность мероприятия. Пространство обновленного Манежа с его обнаженными деревянными конструкциями уже само подразумевало «особость» события. (Никуда не уйдешь от сравнения с регулярными «домашними» антик-салонами, проводящимися в знакомых до боли залах ЦДХ. Кстати, следующий начнется уже через 20 дней.) А еще и постоянный французский прононс в залах – все-таки из 58 участников 46 представляли заграницу, в основном Францию. Очереди в кассу, которые выстраивались на Манежной площади уже с 12 часов (пускали рядовых посетителей, тех, которые за свои деньги, между прочим по 300 рублей за билет, почему-то только с 14 до 17). Два VIP-приема: один в ЦДЛ для руководителей галерей, другой аж в Большом Кремлевском дворце, причем вход на последний стоил от 500 до 1000 долларов с человека. Показательно и обилие VIP’ов, слоняющихся по залам в отведенное специально для них время – ежедневно с 18 до 21. А такое количество так называемых русскоязычных дилеров со всех концов света я до сих пор видел лишь на русских неделях в Лондоне.

Но это все антураж. А что с наполнением? Обычные посетители были от мероприятия в совершенном восторге. Действительно, подборка экспонатов выглядела как небольшой иностранный провинциальный музей. Явных шедевров не было, поскольку разрекламированный в качестве топа Рубенс из галереи Фейген-Аарон оказался замытым и зареставрированным, да и вообще вокруг него ходили разные нехорошие разговоры. Зато несколько галерей выставили хорошие подборки добротного западноевропейского искусства XVII–XVIII вв. (в том числе и Де Жонкер со своими пресловутыми малыми голландцами, перевезенными из Исторического музея). А уж число произведений так называемой парижской школы, очень сейчас популярной, и прочих художников – выходцев из России, исчислялось, по-моему, едва ли не сотнями.

Наши участники выглядели неровно, как и предполагалось заранее. Хорошо выглядел Гелос с картинами, а вот их же второй, преимущественно иконный, стенд смотрелся, на мой взгляд, немного инородно. Все отмечали качество стенда «Антиквариат из Санкт-Петербурга». Традиционно стильно выступил «Элизиум» с коллекцией русских художников начала прошлого века. А вот Магнум-Арс решил, похоже, сделать упор на гигантские размеры выставленных картин; вышло необычно, но немного диковато. Совершенно оправданный фурор вызвала презентация коллекции Форбса, купленной в феврале фондом «Связь времен». Правда, как рассказали организаторы, кто-то пустил слух (видимо, в массмедиа), что будут выставлены пасхальные яйца Фаберже из этой же коллекции, и «всех одолели старушки с криками: ну где же яйца». Но показанная часть была просто великолепной подборкой других произведений фирмы самого знаменитого русского ювелира.

Кстати, наши участники рассказывали мне, что по общему числу посетителей этот салон заметно опережает цэдэховские, кроме того, пришло множество новых клиентов, которые в Доме художника никогда не появлялись. А вот о результатах никто, как это принято в России, не сообщает. Отделываются уклончивым: нормально или довольно успешно. Хотя у некоторых на стендах – у того же Элизиума или в галерее «Первые имена» – на картинах висели кружочки, означающие, что вещь продана. С французами и прочими иностранцами еще сложней. Большинство вроде бы очень довольны результатами и уже в первые дни работы ярмарки резервировали для себя площади на следующем салоне, который, кстати, назначен на май будущего года. Я сам наблюдал, как один известный в недавнем прошлом спортсмен купил на стенде парижской галереи Минотавр большую мозаику Андре Ланского и радостно пил шампанское. Мне ответили даже на вопрос, за сколько была куплена вещь: 80 тыс. евро. Несколько галерейщиков рассказали, что сделки заключены, но расплата будет производиться после окончания работы ярмарки и за пределами России.

В этой связи хочется вернуться к истории, произошедшей за несколько дней до открытия ярмарки, когда фирма «РОСИЗО» разослала русским участникам циркулярное письмо с ультимативными требованиями о выплате, в частности, 250 евро за каждую проданную вещь. С иностранцами поступили по-другому. Им прислали письмо с настоятельной рекомендацией на 18% увеличить стоимость картин, с тем чтобы можно было изменить таможенный режим и оставить вещи в России.

В то же время знакомый французский галерист Люк рассказал, что многие из его коллег, напротив, недовольны московской ярмаркой, считают, что она прошла неудачно и работать здесь им не нравится. На мой вопрос, в чем причина, ответил так. Все дело в том, что они привезли сюда свой персонал, пусть даже русскоговорящий, но не знающий ваших реалий. И работать с русскими они не смогли. Русские не идут на контакт с иностранцами. С ними надо как-то по-другому. Ну, например, французы очень обижались на то, что русские клиенты не оставляли им свои визитки. Они-то надеялись на новых клиентов, а тут... (Между прочим, я прекрасно покупаю наших покупателей – люди все серьезные, всяким впервые встреченным французам раздавать визитки!) И еще одна история, рассказанная Люком на эту же тему. На прошлом салоне один его знакомый продавал картины через русских дилеров (то есть не напрямую). Так вот его безумно удивило и даже оскорбило, что он просил за картину 100 тыс. евро, а русский коллега продал ее у него на глазах за 200 тысяч; ему вернул 100, а еще 100 положил себе в карман. У нас, сказал Люк, так не принято. У нас дилеры работают из 10 процентов, ну пусть из 30, но не из ста же. Вот такая загадочная русская душа.

Так что все-таки пока перспективы Международных антикварных мероприятий в России не выглядят бесспорными. Все эти игры со ввозом-вывозом, с отложенными продажами, с претензиями на часть денег со стороны устроителей (своего рода «чиновничий рэкет»)... Хотя следующий салон уже назначен на май будущего года, то есть, подобно российским ярмаркам в ЦДХ, международные также переходят на полугодичный режим. Так что фирме «Экспо-Парк», устроителю российских салонов, придется искать какие-то способы противодействия западной экспансии. Потому что совершенно ясно, что сейчас большинство серьезных российских антикварных структур будет стремиться к участию в манежных перформансах. А все-таки выставляться четырежды в год – многовато.

 

Тот самый Рубенс на стенде лондонской галереи Фейген-Аарон.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Размышления перед полотном Ренуара: купить – не купить.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Сказку «Дюймовочка» с Юлией Рутберг представят к 220-летию Андерсена

Концерт пройдет 20 апреля на сцене Кремлевского дворца

0
1586
Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Пианист Юрий Фаворин – о своей новой программе «Краски и звуки»

Концерт пройдет в рамках цикла «Время, вперед!» в музее «Новый Иерусалим»

0
1640
У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2433
Россия займется поставками "новой нефти"

Россия займется поставками "новой нефти"

Анастасия Башкатова

Минцифры и бизнес могут инициировать создание биржи синтетических данных на уровне БРИКС

0
3818

Другие новости