Эль Лисицкий – 120–150 тыс. евро.
В первом месяце лета Франция явно завоевывает первое место в ряду международных торговцев русским искусством. Правда, без особой конкуренции со стороны прочих участников. И все же здесь аукционы то с небольшим, то с крупным, а то и полноформатным нашим участием проходят в течение всего июня. Другое дело, что иногда участие это не совсем качественное, как видно из статьи нашего автора об аукционе Агютта, размещенной на этой полосе... Но это персональное мнение, и, как и все, что связано с проблемами экспертизы и атрибуции в русском искусстве, его можно пытаться оспаривать.
Летняя коллекция дома Тажан, распродажа которой состоится в «Отеле Друо» 20 июня, состоит из 126 лотов. Сначала последуют несколько рисунков Федора Шаляпина по 500–600 евро и его фото с собственноручной подписью, следом наступит черед традиционных для парижских торгов военных знаков, медалей и прочее. Стоит отметить как несомненно положительный факт для взгляда «традиционного» антиквара, что милитарии в этот раз у Тажана не так много, как бывает обычно (когда около 2/3 каталога занимают фуражки, кокарды, гарды, ленты, эполеты и жетоны, жетоны, жетоны, все-таки это очень специфический материал). На этот раз глаз приятно радуют картинки и графические вещички, а еще и фотографии и прочее. Чего стоит хотя бы «Ворошилов с Луначарским» (400–500 евро) или три фотопортрета Горького, на одном из которых Буревестник запечатлен рядом с Роменом Ролланом (300–400 за все три). Да и разбросаны по каталогу предметы нумизматических вожделений в хаотическом беспорядке, что тоже не дает устать.
На самом же деле в летней коллекции Тажана есть несколько топов, которые заставляют относиться к ней весьма и весьма серьезно. Под 75-м номером в каталоге указаны парные портреты мужчины и женщины с авторством Ореста Кипренского. Размерами соответственно 60,3х50 и 61х50, подписанные и датированные 1820 г. на лицевой стороне. Я так навскидку не припомню появления Кипренского на аукционах (да и вообще на рынке). Здесь пара оценивается в 80–120 тыс. евро за обе. Под номером 114 размещена «Сцена морского боя между Россией и Швецией» (127х160). Эпохальное полотно, переполненное парусниками и разрывами бомб, предварительно оценено в 120–140 тысяч.
Но, наверное, еще большее внимание должен привлечь небольшой стринг (№ 93–95) из трех нефигуративных работ художников начала XX века: Варвары Степановой, Эль Лисицкого и Анны Коган. Давно уже, после череды скандалов начала 90-х, на крупных торгах не появлялись абстрактные русские работы. Все три работы имеют обширную выставочную судьбу, датированную 1980–1990-ми гг., все происходят из частной французской коллекции. Акварель с гуашью Степановой называется «Персонаж», датирована 1920 г. и подписана снизу. Размеры 31 на 21,5 см. Оценка 80–120 тыс. евро. Акварельный этюд к «Конструкции №119. 1924» Лазаря Лисицкого имеет размеры 27х20,5, сертификат А.Арзамасцева и эстимейт 120–150 тыс. Наконец, единственное из всех трех масло на холсте Коган называется «Динамический супрематизм» (71,2х53,4; около 1923–1924). Оно, как указано в каталоге, имеет сертификат Д.Сарабьянова, однако оценено чуть ниже предыдущих – в 80–100 тыс. евро, конечно, из-за менее известного имени автора. Крайне интересно будет посмотреть, как сложится спор покупателей за эти авангардные вещи и произойдет ли наконец прорыв в этом застоявшемся сегменте искусства России.