Тарелка агитационного фарфора, выполненная в мастерских ВХУТЕМАСа для советских азиатских республик (1921–1925). Старт – 6000, уход – 140 000 рублей.
В аукционном доме Гелос 3 июня состоялся «Аукцион сезона», который объединил Коллекционный нумизматический аукцион под номером 29 и Живописный. На торги было выставлено около 900 лотов. Все они подбирались специально к этим торгам, и основными критериями были высокий художественный уровень, качество и степень сохранности предмета. Весьма активно в этот раз торги проходили между интернет-участниками аукциона и участниками, пожелавшими оставить заочные биды, что говорит о том, что все чаще к торгам подключаются дилеры и коллекционеры из других регионов России.
Общий уход нумизматического стринга составил 75%. Далее аукцион продолжился стрингами букинистики, филателии, живописи, предметов быта и интерьера, фарфора, стекла, фаянса, антикварного оружия, русской иконы, серебра, ювелирных изделий и часов.
Топ-лотом стринга букинистики стал трехтомник Э.Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича: 1890–1891» (1893 г.). Торги за лот были весьма активными. Судить можно по разнице стартовой и итоговой цены. 150 000 и 260 000 рублей. Фаворитами стринга букинистики были, как и ожидалось, Конволют из прижизненных изданий А.Пушкина и Е.Баратынского и прижизненное издание всех глав «Евгения Онегина». Первый лот перешел к новому владельцу за 280 000 руб. Бессмертный «Евгений Онегин» на этих торгах более чем в 7 раз перекрыл стартовую стоимость. Итоговая цена – 2 200 000 руб. К этому списку эксперты добавляют альманах «Полярная звезда», издаваемый А.Бестужевым и К.Рылеевым (1823–1825 гг., полный комплект), – 1 600 000 руб.
Лучшим лотом стринга филателии, по оценке специалистов, стали служебные марки посольства РСФСР в Берлине 1922 года выпуска. Марки использовались для оплаты служебной корреспонденции Народного комиссариата иностранных дел РСФСР и других учреждений за границей. Марки перешли к новому владельцу за 110 000 руб.
В стринге русской и западноевропейской живописи лучшими продажами стали работы Ф.Рубо, графа Муравьева, и М.Алисова. Работа одного из лучших мастеров батальной живописи Рубо «Кавказ. Всадник в белой черкеске» (конец 1910-х–1920-е гг.; х/м; 51х32) обошлась новому владельцу в 750 000 руб. «Пейзаж с охотником» В.Муравьева (бумага на картоне, смешанная техника; 103х69) ушел с торгов за 950 000 руб. А работа замечательного русского пейзажиста М.Алисова «Ночное море» (холст/м; 45х71; 1900 г.) была продана за 650 000 руб.
Из предметов быта и интерьера главный лот – скульптурная бронзовая конная композиция «Казак» (высота 39 см, Санкт-Петербург, фабрика Н.Штанге, скульптор Е.Лансере, последняя треть XIX в.). Здесь разница старта и ухода была настолько велика, что зал выдохнул, когда третий удар молотка остановил торги на цифре 650 000 руб., при стартовых 90 000. Можно сказать, что торги за лот начались еще до начала аукциона между заочными участниками. В результате аукционатор торг начал с себя с отметки 150 000 руб. Далее в спор включился зал, и «Казак» достался участнику из зала. Следует отметить, что на торгах в Гелосе интерес к бронзе (в том числе к работам отечественных мастеров) всегда высок, и подобный рост еще одно этому подтверждение. Также лучшими продажами, по мнению организаторов торгов, можно считать табакерку с изображением портрета «Принца регента наследника Английского престола» с эротической сценой внутри (папье-маше, D – 9,5см, Россия, начало XIX в.) – 22 000 руб., шкатулку «Пасторальная сцена» (Западная Европа, вторая половина XIX в.) – 28 000 руб., бронзовую скульптуру «Всадник на коне в светском мундире с орденом Александра Невского» (высота 19 см, Россия, XIX в.) – 55 000 рублей.
Стринг фарфора, стекла и фаянса на этот раз преподнес сразу несколько топ-лотов, которые очень даже неплохо были проданы с существенным превышением не только стартовых цен, но и эстимейтов. Так, за 22 000 рублей была продана фарфоровая ваза с изображением архитектурного пейзажа (высота 19,5 см, Россия, завод А.Попова, 1811–1855 гг.). Замечательным уходом может похвастаться ваза из цветного стекла с резьбой, гравировкой и травлением (высота 30,5 см, Гусь Хрустальный, кон. XIX в.). При стартовых 80 000 руб. ваза была куплена участником из зала за 180 000. В этом ряду особенное внимание эксперты обращают на кубок с крышкой с изображением сцены чаепития (высота 28,5 см, Россия, 1840–1850-е гг.). При верхнем пороге эстимейта 40 000 руб. купили лот за 180 000, причем купил лот участник из зала, который торговался с интернет-покупателем. Ваза «Птица на ветке» (высота 28 см, Императорский фарфоровый завод, 1825–1855 гг.) – 46 000 руб. Бисквитный декоративный кувшин с ручкой в виде русалки из этой же серии (высота 19,5 см, Императорский фарфоровый завод, 1870–1880 гг.) – 65 000 руб. Настоящий фурор произвела в зале тарелка агитационного фарфора (ВХУТЕМАС, 1921–1925 гг. D – 25,5см). И стартовая цена, и эстимейт были невысоки (6–9 тысяч руб.). Агитационный фарфор не часто появляется на торгах в «Гелосе», поэтому и цена вопроса к залу и представителю интернет-участников «Кто больше?» оказалась высока и решалась в пользу присутствующего в зале покупателя – 140 000 руб. (почти в 20 раз больше заявленного эстимейта!).
Экспертами отдела антикварного оружия на «Аукцион сезона» было выставлено 2 топ-лота: кремневый солдатский пистолет и ружье-тромблон. Первый лот был изготовлен в Ижевске в 1845 году и на данный момент представляет ценность не только для частных коллекционеров, но и для музейных собраний – 65 000 руб. Тромблон был более древним, чем пистолет, – изготовлен в Бирмингеме (Англия) в 1807–1818 гг. Само по себе английское строевое огнестрельное оружие весьма редко встречается в российских музейных собраниях – 100 000 руб.
Серебряные топ-лоты были представлены такими громкими именами, как Фаберже, Клингерт, Болин. Интересно отметить, что за серебряные топ-лоты торговались в основном покупатели из зала. Так, спичечница «Боярин» фирмы Фаберже (конец XIX – начало ХХ вв.) была продана за 42 000 рублей. Трость с серебряным набалдашником в стиле модерн в оригинальном чехле с тиснением (Россия, фабрика поставщика Императорского двора К.Болина, 1899–1908 гг.) в два раза превысила обозначенный эстимейт – 140 000 руб. Следующий топ-лот – кружка с крышкой и надписью «Пиво не диво и мед не хвала, а всему голова. Что любовь дорога» (Москва, фабрика Губкина, 1863 г.) – заставил поволноваться всех торгующихся в зале. После того как аукционатор досчитал до верхнего порога эстимейта (120 000 руб.), торги продолжались еще довольно долго, и продан предмет был за 190 000 руб. А вот чайная корзина (сухарница, Москва, мастерская Г.Клингерта, 1880 г.) вызвала меньший ажиотаж в зале, тем не менее конечная цена ее оказалась весьма значительной – 100 000 рублей. Из рядовых серебряных лотов наиболее интересными оказались уходы кружки с крышкой (Санкт-Петербург, мастер Ф.О. Фагерстрем, 1863 г.) – 70 000 руб., и забавной чарки с ручкой, декорированной в виде 1 рубля 1724 года (Санкт- Петербург, ф-ма П.Овчинникова, 1908–1917 гг.) – 70 000 руб.
Стринг русской иконы хоть и не преподнес сюрпризов, но доказал, что аукционная форма продажи древнерусского творчества постепенно развивается и дилеры и коллекционеры все чаще обращаются именно к такой форме покупки-продажи предметов. Лучшей продажей этого стринга эксперты называют икону «Благовещение» (60х52, Русский Север, конец XVII в.). Этот предмет – прекрасный образец северной иконописи допетровской эпохи – вызвал оживленный спор между интернет-участниками и покупателями из зала. Итог – 75 000 руб.
Следующий «Аукцион сезона» состоится 26 августа. Главной темой торгов будет декоративно-прикладное искусство, и на торги будет выставлена большая подборка тематических предметов.