Топ-лотом аукциона галереи Совком станет феодосийская марина Иосифа Крачковского «Пейзаж с опунциями» (эстимейт 140–145 тысяч долларов).
«Только первые имена русского, советского и современного искусства» – такой слоган избрала для своего следующего аукциона галерея Совком. 100 лотов будут выставлены на торги 11 июня, как обычно, в гостинице «Катерина-Сити». Нет смысла перечислять фамилии «участников» будущего аукциона, здесь действительно будут классики советского искусства разных лет, а также работы академиков русской живописи рубежа XIX–XX вв.
Любопытно, что по сведениям, полученным от руководства Совкома, заочные заявки уже поступают в большом количестве, причем в основном на самые дорогие лоты.
Самым дорогим будет на аукционе 11 июня лот под номером 7. Это прекрасное полотно Иосифа Крачковского «Пейзаж с опунциями. Феодосия» (77х116; 1906). Прозрачное море с солнечным золотом на втором плане и характерным для Крачковского алым ударом цветущего куста на переднем плане имеет экспертизу центра Грабаря. Исходя из размеров и качества назначена ориентировочная оценка: 140–145 тыс. долл. (Потенциальным покупателям стоит иметь в виду, что, по словам директора галереи Юрия Тюхтина, нижние границы эстимейтов на этих торгах будут соответствовать резервам, то есть ниже этих границ вещь не сможет быть продана. Хотя, конечно, начинать торги «для разогрева» будут с более низких значений.)
11-й лот представляет восхитительный рисунок Н.Тархова «Кролики» (бум/угольный кар; 47х62). Оценка скромна: 5,5–6 тыс. долл. Зато следующий лот с традиционными для Тархова «Деревьями в цвету» (х/м; 73х92; 1911) дает ставшие привычными в последние годы оценки – 70–75 тысяч.
Очень интересен В.Шухаев. Его холст «Солнечный день» (56х49) датируется 1929 г., представляет необычный южный архитектурный пейзаж и ценится в 30–35 тыс. долл. Небольшой пейзаж В.Бакшеева «Деревня. Стог сена» (20,8х20,7; 1932) довольно дешево оценен в 2,8–3,2 тыс. Поздний, но очень хороший, «крепкий» А.Лентулов «Деревья» (82х63; 1930–1940-е гг.) выйдет на торги с эстимейтом 55–60 тыс.
Очень хорош промышленный холст В.Перельмана «Целлюлозно-бумажный комбинат. В цеху» (105х140; кон. 1920-х). Большое, типично остовское полотно оценено, на мой взгляд, достаточно скромно: 30–33 тыс. долл. Напротив, цена картины А.Древина «Опушка леса» (55х92) кажется завышенной. 65–70 тысяч за работу 1937 года, пусть и очень тонко прописанную, – это, пожалуй, слишком много, пусть даже лот и пришел из семьи Древиных-Удальцовых.
Редко появляется на рынке в последние годы П.Вильямс, один из лучших художников ОСТа. Совком закупил целую серию работ мастера и начинает выставлять их на свои торги. Первым будет лот № 30 – «Эльбрус» (75х132; 1938), который выставляется с оценкой 42–45 тыс. долл. Типичной работой будет представлен Ю.Пименов. Его масло на фанере «Колонны Центрального театра Красной армии» (34х42; 1945), выполненное в типичных голубоватых тонах, оценивается в 30–33 тысячи. Есть и А.Дейнека, не слишком поздний – 1933 года, – но и не очень характерный для этого автора картон «Пирс» (43х61), с темно-зеленым морем, с маленьким корабликом на заднем плане. Эстимейт лота 48–52 тыс. долл.
Будут на аукционе работы и Александра, и Сергея Герасимовых, Г.Нисского и Ф.Решетникова, П.Соколова-Скали и В.Лебедева, Кукрыниксов и В.Нечитайло, Б.Иогансона и Н.Терпсихорова. Подборкой из трех лотов представлен А.Пластов. Самый интересный из лотов его мини-стринга датируется 1941-м г. Это пейзаж «Утро в Прислонихе» (38х51) с оценкой 34–35 тыс. долл.
В конце аукционной коллекции расположили мастеров так называемого сурового стиля: В.Стожарова, И.Сорокина, А.Тутунова, П.Оссовского, В.Иванова, В.Сидорова, братьев Ткачевых. По соседству с ними в завершение торгов представлены два лота работавших параллельно с официально признанными мастерами художников андеграунда: А.Зверева и В.Яковлева. Так что будущий аукцион галереи Совком покажет весь спектр русской живописи прошлого столетия, от академистов начала века до нонконформистов последних лет.