'Портрет Денике' кисти Петра Кончаловского достиг огромной суммы в полтора миллиона долларов.
Вторая половина мая – начало июня уже несколько лет подряд оказывается в антикварной Европе преимущественно русской. В разных странах прошла или пройдет целая серия торгов с русским акцентом. Начало этому аукционному месяцу положил «Международный весенний аукцион» дома Буковскис-Хорхаммер (Bukowskis-Horhammer), прошедший в Хельсинки 14–15 мая. Он включал в себя отдельный «русский стринг», где выставлялось 76 лотов отечественного искусства. Проданными оказались 57 из них. Интересных результатов было немного. Следует отметить продажу за 54 тыс. евро полотна А.Киселева «Волга. Гавань около Казани» (43х72; 1891). За 77 тыс. евро – работы И.Крачковского «Овцы на сельской дороге» (91х72; 1885). И за 80 тысяч картину Л.Лагорио «Из Крыма» (48х73;1900). И, конечно, два лота, перешагнувшие рубеж в 100 тыс. евро. Это ночная марина И.Айвазовского «Корабль в лунном свете» (20,5х25,5; 1886), проданная почти по нижнему эстимейту (100–150 тыс.). И «Тройка» Б.Виллевальде (41х60; 1881), также едва превысившая нижнюю оценку, которая составляла 120–180 тыс. Ее результат составил 126 тыс. евро.
* * *
Почти одновременно, и там же, в столице Финляндии, на аукционе дома Хагельстад (Hagelstad) выставлялись примерно 20–30 наших живописно-графических лотов. Наиболее успешной продажей здесь следует считать уход за 100 тыс. евро (при оценке в 60 тысяч) полотна И.Репина «Танцующая русская девушка» (60х45).
* * *
Сегодня и завтра в шведской Уппсале (Uppsala Auktionskammara) также проходит «Международный весенний аукцион», на котором будет свой стринг русского искусства. 90 лотов – таков его количественный состав. Здесь в первую очередь выделяются две работы А.Боголюбова, с провенансом «из Аничкова дворца». (Интересно, что на прошлом, осеннем аукционе в Уппсале был похожий Боголюбов с тем же происхождением.) Первая – «Гавань в Одессе» (32х68) – оценена в 164–219 тыс. евро. Вторая – «Рыбацкие лодки у берега» (32х50) – чуть дешевле, в 131–164 тысячи. Интересна подборка Маковских: четыре лота Владимира и один Константина Егоровичей. А вообще хорошая подборка работ так называемых художников второго-третьего ряда – Занковский, Судковский, Колесников и т.д. и т.п. Заметны пара картин И.Репина и неплохое полотно С.Жуковского «Осень. Белый дом» (103х142; 1910). Последнее оценивается в 66–87 тыс. евро.
* * *
Главные события прошлой недели проходили, конечно, в Лондоне, почти официально признанной «столице русского антиквариата». Здесь было несколько русских выставок, ряд русских приемов, но самое примечательное – четыре подряд аукциона отечественного искусства и антиквариата. Первый провел дом Макдугаллс (MacDougall`s) 18 мая, второй и третий Сотбис (Sotheby`s) и Гелос 19-го, четвертый 20-го также Сотбис.
Результаты, снова принесшие множество рекордов, уже растиражированы разными масс-медиа, поэтому подробно описывать их нет смысла. Попробую передать атмосферу торгов и описать наиболее интересные события этой недели.
МакДугаллс: «Аукцион русского искусства». Присутствуют человек 50, преимущественно русские. Продажи идут живее, чем на прошлых, осенних торгах. Много продают по телефону, с которым общается в основном сама Катерина МакДугалл. Общий процент проданных лотов определить невозможно, так как опять много уйдет спустя долгие дни после окончания торгов. Топ-лот – масло В.Стенберга «Человек будущего» (101х74) ушел по телефону, хотя семья художника в письменном виде высказала сомнение в аутентичности этой работы.
Первый Сотбис: «Русские торги». Зал переполнен – человек 150 сумели занять сидячие места, остальные 100–150 толпятся в конце зала или наблюдают за торгами на трех экранах на первом этаже. Почти сплошь русские дилеры из Москвы, мало из Питера, Риги и Киева, множество из всех стран Европы и из США. Наших олигархов в зале, конечно, нет, зато есть их представители, которые всем присутствующим известны. Интересно, что в отличие от предыдущих лет довольно значительно число англоязычных покупателей, да и вообще интерес к нашему искусству в Альбионе заметно вырос. Показателем является беспрецедентное размещение в понедельничном выпуске лондонской «Таймс» полосной (!) цветной фотографии одного из полотен П.Кончаловского. Причем представители Сотбис категорически утверждали, что это никак не «джинса», то есть скрытая проплаченная реклама.
Ну, и результаты под стать. 23,4 млн. долл. – общий объем продаж этого дня. 4 лота превысили сумму в миллион долларов, а один из них и вовсе превысил рубеж в два миллиона. Это было традиционное «Кораблекрушение» И.Айвазовского (107х143) – 1,76 млн. долл. (вместе с так называемой Buyer`s Premium – процентом покупателя). Сильно смытое полотно В.Поленова «Самаритянка» (92х136) – 1,3 млн. долл. «Портрет Денике» П.Кончаловского (141х104; 1913) – 1,5 млн. (Уникальный результат для портрета, тем более мужского; выиграла борьбу с телефонным покупателем англоговорящая дама в зале.) И наконец, за немыслимые, абсолютно рекордные для русского рынка 1 972 960 долл. (чуть-чуть недотянули до двух «лимонов») ушло полотно Константина Коровина «Летний Гурзуф» 1916 г. размером 88 на 125 см. Оставим эту сумму без комментариев.
Гелос: вечером 19-го «четверной» аукцион, проведенный в Москве, в главном зале фирмы, с параллельными трансляциями в московском Манеже, в лондонском отеле «Вестбери» и парижском отеле «Амбассадор». Было представлено 97 лотов различного уровня – от раритетного до подарочного. Общий итог прошедшего аукциона – около 3,5 млн. долл.
Второй Сотбис: «Русские картины, предметы искусства и иконы». В Олимпии, что в Южном Кенсингтоне, народу традиционно немного – 30–50 человек. Приходят, уходят, торгуются по телефону, возвращаются из соседних пабов... 328 лотов выставлено, 239 продано. Общая сумма продаж составила 3,7 млн. долл. Самой эффектной продажей оказался уход заявленного топ-лота, фарфоровой фигурки Нижинского работы Елены Данько (ГФЗ; 1923; высота 23 см). При предварительной оценке 9,5–13,3 долл. ее конечная цена составила 653 тыс. долл.! То есть кратность (возрастание конечной цены относительно начальной) составила около 65! Известно, что купил фигурку известный русско-немецкий дилер для еще более известного московского олигарха.
В результате только за 3 дня в Лондоне выставлялось на торги 839 лотов русского искусства. Вырученная сумма превысила 30 млн. долл.