Первыми нынешней весной вступят в конкурентную борьбу во время «русской недели» в Лондоне недавние новички антикварного мира дом Макдугаллс (MacDougall’s). Их аукцион стартует 18 мая в 17.00 снова в съемном помещении на Сент-Джеймс-сквер. Лотов на этот раз будет больше – 153. Произошли изменения и в составе устроителей торгов. Первый аукцион, прошедший в прошлом ноябре (кстати, совпавший с русским Кристисом и оттого явно потерявший многих потенциальных клиентов, на этот раз организаторы избежали той своей ошибки), в числе основных организаторов числил известного московского коллекционера и дилера Максима Боксера. Последний во многом удостоверял своим участием серьезность намерений нового оператора. Ныне пути Макдугаллов и Боксера разошлись. Теперь одним из главных экспертов-устроителей организаторы назвали Никиту Лобанова-Ростовского, известного лондонского собирателя, дилера и специалиста по русскому театральному искусству. Как следствие, в каталоге появились работы столь любимой Никитой Дмитриевичем Александры Экстер, Леона Бакста и других персонажей русского театра начала века. А сам князь Лобанов-Ростовский представительствовал на пресс-конференции, посвященной будущему аукциону, проведенной в Москве в конференц-зале посольства Великобритании.
Зато в принципах формирования коллекции аукциона Макдугаллс изменений не произошло. Это по-прежнему преимущественно художники так называемой парижской школы, закупаемые Екатериной Макдугалл во Франции у потомков, перевозимые в Британию и здесь выставляемые на продажу для российских дилеров и коллекционеров. Стоит, пожалуй, отметить два важных момента в сравнении с предыдущим, первым аукционом. Более четко выявилась направленность новых торгов на российского покупателя: гораздо выше стала активность хозяев аукциона в Москве, кроме того, для удобства русских покупателей они разнесли свои торги по времени с другими операторами, о чем уже говорилось. И второе: в прошлом ноябре Екатерина много говорила о том, что следующие торги будут иными по направленности, будет значительно больше «шестидесятников» и «классических» художников. Как видим, обещания не реализовались – это по-прежнему сплошная парижская школа, направление, очень активно осваиваемое сейчас дилерами, но все еще не слишком любимое коллекционерами.
В любом случае серьезность намерений четы Макдугаллов будут доказывать последующие торги. Кстати, по поводу прошедших в ноябре, первых по счету, Екатерина с Вильямом заявили на пресс-конференции в Москве, что они продали 56% всей коллекции. Очевидно, что имеется в виду постаукционная продажа «по каталогу». Я сам всегда говорю, что это является важнейшей частью аукционов, и, в частности, поэтому их выгодно проводить. Но думаю, что учитывать такие результаты нельзя. Ведь с этим материалом можно работать еще много лет, а аукционный процент все будет расти. На самих ноябрьских торгах, по моим наблюдениям, в зале ушло 6 (кто-то называет цифру 10) лотов из ста.