Типичный женский портрет кисти Зинаиды Серебряковой с изображением жены знаменитого танцовщика Михаила Фокина Веры был куплен московским коллекционером на торгах в Нью-Йорке за 688 тыс. долл.
Результаты нью-йоркских «русских» торгов дома Сотбис, состоявшихся в конце апреля, потрясли воображение многих наблюдателей. Говорят об очередных успехах русского антикварного рынка, о новых ценовых рекордах; многие, правда, сетуют, что покупки, подобные нью-йоркским, разрушают рынок и в принципе вредны. Ведь ясно, что 4 миллиона долларов, выплаченные за парные фарфоровые вазы ИФЗ с пейзажной росписью, высотой 137 см, датированные 1825 г., как говорят, одной богатой московской дамой, – сумма несуразно высокая, которая не станет для рынка эталоном. То есть другие подобные вазы, появившись на рынке, не смогут достигнуть такой цены. А значит, и апрельская покупка не сможет быть при случае продана обратно за такие деньги (понятно, что покупательница не собирается на них наживаться, но все же, все же...). Или, к примеру, ставшее знаменитым полотно К.Маковского «Суд Париса» (244х396; 1899), сумма продажи которого составила 2,088 млн. долл. (Как покупателя здесь называют все ту же даму.) Кстати, если новый хозяин (хозяйка) захочет вывезти картину из США, скажем в Россию, придется еще заплатить американцам вывозную пошлину – до 30 процентов. Так вот, полотно это, с хорошим провенансом, происходит из известного московского особняка, где для оформления интерьера использовалось четыре такие огромные картины. Три оставшиеся находятся сейчас в Москве и предлагаются к продаже «всего» по 800 тысяч. 800 тысяч – и 2 миллиона – такова плата за возможность попасть в историю и в каталог Сотбис.
Подробно описывать результаты Нью-Йорка смысла нет – об этом раструбили все. Назову лишь несколько цифр. Общий объем продаж составил 35 млн. долл. (на 360 лотах). 58 лотов превысили конечную сумму в 100 тысяч. 7 лотов проданы выше миллиона. Вот список лотов-миллионеров. Вазы; Маковский; серебряный чайно-кофейный сазиковский сервиз 1848 г. (1,8 млн.); три фигурки работы фирмы Фаберже ок. 1910 г.: боярин (1,8 млн.) и полицейский (1,6 млн.) высотой по 5,2 см каждая, а также украинский крестьянин (1,068 млн.) высотой 13 см; холст Б.Григорьева «Моряки в кафе. Boui Bouis» (65х81; 1922; 1,6 млн. долл.).
И дальше о цифрах. Еще 6 лотов были проданы выше полумиллионной границы. Среди них, кстати, было гораздо больше сбалансированных покупок. «Вид Ревеля» И.Айвазовского (60х81; 1845) ушел за 531 тысячу. Суммы 520 тысяч достиг натюрморт К.Горбатова «Цветы на веранде» (98х107; 1917). За 688 тысяч телефонный покупатель из Москвы купил темперный пейзаж Н.Рериха «Та, кто правит» (89х120; 1930). Точно такую же сумму тот же биддер уплатил за хорошее, типичное полотно З.Серебряковой «Портрет Веры Фокиной» (89х127). Все эти суммы представляются вполне корректными и стратегически верными.
Теперь с особым интересом будем ждать предстоящих 19–20 мая лондонских торгов Сотбис. Чем американскому отделению ответит британский русский отдел?