В нынешнюю субботу в Москве пройдут сразу два аукциона с «бумажной» тематикой. Причем почти одновременно: в 12 часов дня на Гоголевском бульваре в помещении Творческого союза художников России начинается вторая часть аукциона Чапкиной, а уже в 14.00 берут старт первые в новом здании и с новым названием торги галереи Альбион. В чем причина столь странного совпадения, неясно: не так уж много в столице проводится специализированных аукционов (а оба вышеназванных именно таковыми и являются: чапкинский официально называется «Аукцион книг», а альбионский «Старинные гравюры и карты»), чтобы проводить их внахлест друг с другом. У Чапкиной, как обычно, 392 лота (от буквы «Н» до конца алфавита), – это часа на 3–4. В Альбионе 183 лота, тоже часа на два. Но главное, что аудитория и там и там хотя и не совершенно одинакова, но схожа. Налицо возможные потери покупателей. Кто виноват – непонятно: с одной стороны, альбионцы давно объявили о дате своих торгов, с другой, Мария Яковлевна Чапкина проводит уже 91-й аукцион по счету, и, наверное, стоило скоординировать с ней сроки... В любом случае это не лучшая тенденция для нашего не столь старого антикварного рынка: стоит вспомнить еще прецедент проведения месяца два назад одновременно двух аукционов советского искусства (у Шишкина и Совкома).
Но хватит об этом. Теперь об обеих коллекциях. В каталоге Чапкиной по традиции отметим наиболее привлекательные в ценовом отношении лоты. Сразу обращает на себя внимание небольшая подборка из четырех лотов с различными номерами журнала «Новый ЛЕФ». Сюда включаются как отдельные номера, так и комплекты. Неполный комплект первого, 1927 года выпуска журнала (№1–7, 10–12) оценены в 800 у.е. А полный годовой комплект 1928-го, второго и последнего года выхода «Журнала Левого Фронта Искусств» стартует с 1200 у.е.
9 лотов составили «пастернаковский» мини-стринг: издания по большей части, с автографами поэта. Особенно выделяются два из них. Это отдельное письмо Б.Пастернака дочери Т.Табидзе, датированное 1951 г., в котором упоминается Стасик – Станислав Нейгауз, сын жены Пастернака Зинаиды Николаевны от первого брака с Г.Нейгаузом. Этот раритет получил старт в 500 у.е., однако, как считают, вполне вероятен подъем до полутора тысяч. Второй автограф меньшего размера, но более ранний. Это надпись на издании 1931 г. поэмы «Спекторский» с посвящением грузинскому поэту-переводчику Валентину Гаприндашвили. Историческая обстановка вокруг автографа повышает его ценность: старт 400 у.е.
В 500 у.е. по старту оценивается и роскошное издание 1895 г. «Преображенское и окружающие его места...» с рисунками М.Нестерова и с тройным золотым обрезом.
170 лотов гравюр и карт (еще 14 представляют собой «выморочные» рамы, оставшиеся в галерее Альбион в результате торговых операций) будут выставлены в Барыковском переулке на «Кропоткинской». Сюда переехала в конце прошлого года бывшая галерея на Софийской (до того еще и бывшая «Залом № 1» в ЦДХ). Примечательно, что во всех трех ипостасях руководство фирмы уделяло особое внимание именно графическому материалу и всегда стремилось проводить аукционы подобной тематики. Поэтому нынешние торги, впервые проводимые под маркой «Альбион» и в первый раз в Барыковском, носят общий 11-й порядковый номер.
Первый стринг аукциона Альбиона, самый крупный по размеру (64 лота), включает в себя «Виды городов и архитектурные памятники». Самым интересным, пожалуй, здесь следует признать лот № 1. Это английская литография, подцвеченная акварелью, с «Видом на Москву-реку из Кремля», изданная Р.Бойером в 1814 г. Лист хорошего размера (32х55) оценивается предварительно в 2,2–2,5 тыс. долл. Эта сумма, кстати, является максимальной для предстоящего аукциона. Как обычно, в данном разделе каталога расположено множество немецких, английских и французских видов; русских встречается мало.
Следующий, традиционный для устроителей стринг называется «Растения, цветы, птицы» (28 лотов). Он носит преимущественно дизайнерский характер, – недорогие цветные литографии и офорты прекрасно подходят для оформления интерьеров. Из 14 лотов раздела «Портреты и костюмы» внимание привлекают два, оба с предварительной оценкой 1,2–1,5 тыс. Это офорт 1862 г. художника А.Бейдемана, гравера Ф.Брокгауза и издателя В.Генкеля «Апофеоз освобождения крестьян Александром II» (52х39) и литографированный «Портрет Шамиля» второй пол. XIX в. художника Коробанова и литографа Иконникова (23х18,6).
На нынешних торгах устроители ввели новый для себя стринг: «Литографии художников «Мира искусств». Среди его 10 лотов – работы А.Бенуа, Н.Гончаровой, А.Остроумовой-Лебедевой, Ф.Малявина, Л.Бакста, В.Серова. Последним крупным стрингом торгов станут «Карты» (17 лотов).
В целом можно констатировать, что при ровном подборе предметов аукциона Альбиона вещей по-настоящему «ударных», которые могли бы претендовать на имя «топ-лотов», на этот раз в коллекции нет.