Парадное полотно Н.Соломина-старшего «Красная площадь» (81х120; 1970) ушло на аукционе Совкома за 11 тыс. долл.
В прошлую субботу, 19 марта, в гостинице «Катерина-Сити» прошел очередной аукцион галереи Совком. Прошел успешно: из 100 лотов, выставленных на торги, непроданными оказались лишь 23, то есть 77%. Общий объем продаж чуть превысил сумму в 250 тыс. долл. – сравнительно немного. С другой стороны, ясно, что большинство вещей являются собственностью Совкома, поэтому чистая прибыль – налицо. К новшествам мартовского аукциона необходимо отнести смену аукционатора. На этот раз вел торги сам директор галереи, председатель правления Совкомбанка Юрий Тюхтин. Сам Юрий Михайлович объяснил свой выбор тем, что хочет показать «штатному аукционатору» Совкома Аркадию Шварцеру, члену Международной федерации художников, как он хотел бы, чтобы вели аукцион, на чем стоит фиксировать внимание, где «затянуть» торги, а где ускорить┘ Надо сказать, что опыт удался и Тюхтин вел никак не хуже профессионалов. Только, может быть, снова торги получились слишком затянутыми: все-таки тратить почти три часа на 100 лотов – непозволительная роскошь.
Рассказ о конкретных лотах начну со стринга Леонида Сойфертиса – «лица» галереи, чьи работы украшают каждый аукционный каталог, – известного советского графика-карикатуриста. Все пять лотов с его рисунками были проданы за суммы от 900 до 1200 долл. Следующий примечательный мини-стринг представляли 3 лота работ томского художника Германа Завьялова, которого галерея начинает активно «раскручивать». Все три проданы, самым дорогим оказался очень красивый, интерьерный картон «Сороки», выполненный маслом в красно-охристой гамме с черно-белыми точками птиц и сине-голубым небом. Лот ушел за 1600 долл. при старте 800.
На 26-м лоте аукцион перешел десятитысячную границу. Это была очень ранняя работа Виктора Иванова – большой (80х118; 1950) портрет генерала Батова. Парадное полотно, на котором военачальник представал со всеми орденами и регалиями, ушел к заочному биддеру по нижней границе эстимейта, за 18 тыс. долл. Столь же большое полотно Николая Соломина-старшего (81х120; 1970), изображавшее Красную площадь в Москве, ушло даже выше эстимейта, за 11 тыс. долл.
Совсем иное состояние передавала большая картина сибирского художника Валентина Терещенко. «Парижское утро» с полуобнаженной девушкой на диване рядом с кошкой (своеобразное переживание Буше) выросло с 8 до 10,5 тысячи (80х100; 2002). Привлек внимание покупателей стринг братьев Ткачевых – проданы все три лота. Самой дорогой оказалась самая поздняя по времени картина «Наш дом. Яблоня цветет» (40х60; 2001). Картон был продан за 10 100 долл. (при старте 5 тысяч).
Уже следующий, 60-й лот, снова дал высокий результат. Это был классик еще досоветских времен Константин Юон. Его этюд «Деревня на берегу реки» (31х35) выросла с 20 тысяч старта до 29 тыс. долл. Под № 64 шел абсолютный топ-лот мартовского аукциона Совкома – топ и по значимости, и по эстимейту (50–55 тыс.) – картина Дмитрия Налбандяна «Море. Чайки» (99х143; 1987). Торговля началась со сравнительно небольшой суммы в 30 тыс. долл., однако успешно дошла до 51 тысячи. Причем купили лот в зале.
Также стоит, пожалуй, отметить небольшой стринг художников андеграунда, составленный из портрета Анатолия Зверева и трех работ Владимира Яковлева. (Кстати, по словам директора Совкома, их галерея обладает одним из крупнейших собраний Яковлева в России.) Проданной оказалась одна гуашь Яковлева – «Натюрморт с цветком и яблоками» (40х28; 1992). Ее конечная цена составила 3600 долл.
Следующий аукцион галереи Совком пройдет 16 апреля. Любопытен топ-лот: огромное, более чем полутораметровое полотно Алексея и Сергея Ткачевых с очень серьезной оценкой в 70–75 тыс. долл.