Самый дорогой по предварительной оценке лот русской части аукциона Кристис в Нью-Йорке – «Вид залива» Ивана Айвазовского (65х97; 160–190 тыс. долл.).
В середине апреля стартует серия русских торгов по всему миру. Первым в игру вступит аукционный дом Кристис. Его американское отделение проведет в Нью-Йорке 14 апреля торги под названием «Важное серебро, русские предметы искусства и безделушки». Выставляется 254 лота, однако лишь первые 63 относятся к России. Кстати, самые дорогие лоты, по предварительным оценкам, к России отношения не имеют. Это французский лот № 105, представляющий пару серебряных 13-рожковых канделябров с маркой «Жан-Батист-Гюстав Одиот» (Париж, 1870), – канделябры высотой 112 см оценены в 200–300 тыс. долл. А английский лот № 165 с 4 серебряными винными чашами эпохи Регентства и маркой «Поль Сторр» (Лондон, 1813) высотой в 28 см обладает эстимейтом в 300–500 тыс. долл.
Русские цены выглядят слабо на этом фоне. Да и интересных вещей, похоже, будет немного. Перечислим все лоты, заслуживающие какого-либо внимания. Лот № 17 – самый дорогой по эстимейту из русской части – это традиционный «Вид залива» кисти Ивана Айвазовского. Картина приличного размера – 65х97 – оценена в 160–190 тыс. долл. Далее следует лот № 20, представляющий маленький картон Ивана Похитонова «Пасущиеся овцы» (13,3х19) с оценкой 30–40 тыс. долл. Лот № 21 – это очень резкий «Зимний пейзаж» Клевера-младшего (70х90; 35–55 тыс.). Под № 24 представлен большой «Портрет Аниты Лопес» кисти Александра Яковлева (92х72; 35–45 тыс.). А под № 30 – симпатичный картон Ивана Шишкина «Цветущий луг». Размеры пейзажа 32х18,4; а эстимейт 20–30 тыс.
На этом живописная русская часть американского аукциона Кристис заканчивается и начинается прикладная. Здесь набор довольно обычный: одна тарелка из императорского сервиза, несколько фарфоровых фигурок и т.д. Среди наиболее интересных лотов здесь есть № 38. Это сет из 12 стеклянных рюмок производства Императорского стеклянного завода конца XIX в. высотой 10,1 см. Эстимейт 6–10 тыс. долл. Лот № 48 представляет серебряную табакерку с картографическим сюжетом, сделанную в Великом Устюге в 1823 г. На табакерке стоит клеймо мастера «Александр Гилин». Ее оценка составит 15–20 тыс. долл. Забавно выглядит бовенитовая фигурка баклана высотой 6,4 см. Это произведение мастерских Фаберже оценивается в 9–11 тыс. Почти так же – 8–12 тыс. – ценится пара золотых запонок с гильошированной эмалью, сделанных в петербургских мастерских Болина Николаем Черноковым. А самым дорогим лотом в прикладной русской части станет, как предполагают устроители, позолоченная нефритовая шкатулка с романтической итальянской сценкой по картине С.Соломко. Длина шкатулки 18,3 см, а оценка 40–60 тыс.
Подытоживая сказанное, можно констатировать, что Кристис по-прежнему уступает прямым конкурентам из Сотбис русский рынок. Нынешней весной Кристис не будет проводить специализированные торги в Лондоне, и, как мы видим, их нью-йоркский аукцион также не слишком впечатляет. Будем ждать ответа Сотбис 21 апреля.