Семен Моргенштерн. «Выступление цирковых артистов в городе Мценске» (фото 1957 г.).
В разное время мы гордились разными вещами – квасом, балетом, метрополитеном, пломбиром, ракетами и конфетами «Мишка», потом переставали и начинали гордиться чем-нибудь другим. Только один предмет гордости в нашей стране оставался неизменным – это женщины. Им посвящали поэмы и романы, причем не индивидуально, а всем сразу, что наводит на мысль, либо они действительно хороши все без исключения, либо это просто отдельный человеческий вид. Когда в стране кончатся газ, нефть и золото, государственной валютой станут русские женщины. Говорят, что на мировой ярмарке невест – это самый востребованный товар. Потребители остаются довольны, рекламации поступают крайне редко.
Как известно, русская женщина может все. А уж ее генетически модифицированный вид «советская женщина» – и подавно. Замечательный праздник 8 Марта, который скоро уж сто лет как отмечается в нашей стране, пришелся здесь ко двору как нельзя лучше. Это праздник нашей женщины. Розовая мечта феминисток в полной мере воплотилась в СССР. Женщине предложили взять столько самостоятельности, сколько она могла. Она смогла много.
Свою небольшую, но показательную выставку Галерея Леонида Шишкина ностальгически посвящает празднику советской женщины. На ней представлены работы, наиболее ярко иллюстрирующие трактовку женских образов силами советского официального искусства.
Женские портреты 1920–1960-х годов – это летчицы, трактористки, спортсменки, ученые и колхозницы, то есть объект в его социальной ипостаси. Портреты без атрибутов не приветствовались. Как всякому советскому человеку невозможно было существовать без прописки и места работы, так и всякая изображенная женщина должна была иметь четкое обозначение.
В официальном искусстве сложилась своеобразная иконография образа советской женщины – до войны летчица с самолетом, трактористка с трактором, спортсменка с веслом, колхозница с серпом или вилами. Во время войны – опять летчица с самолетом, зенитчица с зениткой или медсестра с раненым. Некоторое послевоенное «потепление» ослабило эти строгие рамки. Появлялись портреты без атрибутов. Однако крепкие тела, румяные щеки, уверенный взгляд не оставляли сомнений – перед вами строительница социализма. Популярными стали картины счастливого материнства – советская мать рожает государству новых советских граждан, восполняя урон, нанесенный войной.
Изображения абстрактных женщин как символ абстрактного «прекрасного» существовали на периферии магистральных направлений. Конечно, художникам удавалось иной раз «протаскивать» их в свои картины, поэтому на нашей выставке есть место и «просто красавицам».
Все это можно будет увидеть в Галерее Леонида Шишкина на выставке с 5 по 28 марта – и летчиц, и учительниц, и спортсменок, и рыбачек, и медсестер, и даже чудо-женщину, таскающую на вытянутых руках взрослого мужика (дело, правда, происходит в цирке). Все это будет представлено в виде живописи, графики и фотографии 1930–1950-х годов.