«Вид Дворцовой площади» анонимного автора достиг цены в 188 тысяч долларов.
Итак, завершились последние из казавшейся бесконечной череды русских торгов, прошедших в конце ноября – начале декабря по все Европе, от Лондона и Парижа до Хельсинки и Стокгольма. Именно стокгольмским аукционом 16 декабря все и закончилось. Это были, наверное, самые интересные торги со многих точек зрения.
Начать с того, что экспертом в Стокгольме оказался очень известный дилер русского искусства Иван Самарин. Родившийся во Франции и прекрасно говорящий по-русски, в середине 1990-х гг. Самарин был экспертом аукционного дома Сотбис. В те годы гремели «русские недели» в Лондоне, устанавливались первые русские ценовые рекорды. Из Сотбис Самарин ушел вместе со своим партнером Джоном Стюартом, создал собственную фирму, однако реального влияния на русский рынок не оказывал. Стюарт скончался, и, оставшись в одиночестве, Самарин неожиданно эффектно вернулся в наш сегмент рынка через Стокгольм. Тамошний Стокгольмский аукционный дом (Stockholms Auktionsverk), между прочим, как уверяют его руководители, «старейший в Европе», взял Самарина экспертом по русскому искусству, и тот вышел на торги с очень престижной коллекцией, насчитывающей сразу 11 работ постоянного лидера русских продаж Ивана Айвазовского. Да и вообще вся коллекция Самарина была очень высокого уровня при очень хорошей аутентичности произведений, чего на всех последних торгах, по общему мнению, было явно недостаточно.
Вещи продались на общую сумму 5 239 520 долл. Вот как прокомментировал итоги шведского аукциона Иван Самарин: «Несмотря на беспрецедентно высокое число русских картин, предлагавшихся на аукционах в последние два месяца, рынок показал, что живопись высокого качества по-прежнему пользуется спросом как в самой России, так и среди русской зарубежной диаспоры. Тот факт, что одни из самых высоких цен были получены за анонимный, но прекрасный и редкий вид Петербурга, а также за портрет Бориса Пастернака кисти его отца Леонида, показывает, что покупатели стали больше ценить не просто декоративные работы, но вещи, замечательные в культурном плане».
А вот как расценил результаты аукциона 16 декабря аукционатор шведского дома Ханс Дюлен (Hans Dyhlen): «Я думаю, результаты показали, что Стокгольм и Швеция показали себя новым центром по торговле русским искусством. Теперь мы стали лидерами по русским продажам за пределами Лондона и Нью-Йорка. У Стокгольма есть то преимущество, что он очень близок России в географическом, историческом и культурном плане. Большинство работ, включенных в сэйл, происходят из балтийского региона и Центральной Европы. И даже несмотря на огромное число русских работ на рынке Европы и Соединенных Штатов, эти наши последние торги года прошли успешно. Мы верим в будущее русского артрынка и будем продолжать наши ежегодные русские аукционы».
Всего, по отчетам представителей шведского аукционного дома, было продано 61% всех выставленных лотов, что по цене составило 63% общей оценочной стоимости. Вот некоторые наиболее интересные результаты.
═
Описание лота | Окончательная цена (в долл. США) | Покупатель |
Филипп Малявин ⌠Зимняя тройка■ (1933; 201х224) | 368 264 | Частное лицо из США |
Иван Айвазовский ⌠Вид Неаполитанского залива■ (1840; 41х62) | 305 389 | Частный покупатель из России |
И.Айвазовский ⌠Облака над спокойным морем■ (1891; 38х47) | 229 042 | Русский покупатель |
Приписывается Луи Жюлю Арну (Louis Jules Arnout) ⌠Вид Дворцовой площади■ (1840; 49х82) | 188 623 | Международный дилер |
И.Айвазовский ⌠Корабль у берегов Капри■ (1865; картон; 25х28) | 166 168 | Русский покупатель |
Анри-Франсуа Рейснер ⌠Портрет Александра I■ (1820; 81х54) | 159 880 | Русский покупатель |
Богдан Виллевальде ⌠Кавалерийские офицеры■ (1884; 42х60) | 148 204 | Европейский дилер |
И.Айвазовский ⌠Венеция на закате■ (1873; картон; 24х32) | 148 204 | Русский покупатель |
Иван Вельц ⌠Балтийский побережье около Петербурга■ (1888; 86х134) | 139 222 | Русский дилер |
Владимир Баранов-Россине ⌠Скандинавский пейзаж■ (49х74) | 121 258 | Русский покупатель |