Вот такой академик Федор Бруни был продан в Париже на аукционе 10 декабря за 36 тысяч евро.
Сегодня, 24 декабря, выходит последняя в 2004 году полоса «Антиквариат». Конечно, сейчас уже немного позабылось то, что происходило во Франции две недели назад: 9,10 и 11-го там прошла серия русских торгов. Однако так как русские обратили на парижские аукционы гораздо меньше внимания, чем, скажем, на Лондон или Стокгольм, а из отечественных журналистов я был вообще один, позволю себе ненадолго привлечь внимание читателей.
Первый из аукционов был, пожалуй, самым интересным. Торги «Париж–Центральная Европа–Париж» устраивался одним из самых крупных парижских комиссар-призеров Тажаном в собственном помещении «Espace Tajan». Любопытно, что начался он 9-го в 9 часов вечера! На мое понятное удивление французы отвечали, что с 7 до 8 вечера у них ужин, а уж к 9 можно и на аукцион сходить┘
Русская, вернее, центральноевропейская часть этого аукциона была не столь интересна, как первая, парижская. Там и художники были крупнее, и цены повыше. Чего стоит хотя бы полотно Анри Руссо («таможенника») с типичными леопардами в зеленых зарослях! И старт был очень солидным – 1,15 млн. евро. Правда, в зале вещь не ушла. В «нашей» части самым крупным было полотно М.Шагала «Букет в небе Парижа» (73х60; 1970) с оценкой 440 тысяч. Полотно также не ушло. А самыми крупными продажами русской части оказались «Натюрморт» А.Экстер – 33 860 евро и скульптурная группа О.Цадкина «Рождение формы» – 107 628 евро.
Особую привлекательность именно этим торгам придал тот факт, что они оказались первыми при новом руководстве «Espace Tajan». Дело в том, что старший Тажан буквально на днях продал свой бизнес и перебрался в Бельгию. А купила его американка румынского происхождения Родика Сюард (Rodica Seward). Во вступительном слове к каталогу она написала, что из-за своего восточноевропейского происхождения относится к такому искусству подчеркнуто внимательно и будет развивать подобные проекты. Так что, похоже, у руководителя русского направления в «Espace Tajan» Татьяны Барышевой появляются теперь новые перспективы.
Госпожа Барышева с законной гордостью отметила, что всего за полтора года в полтора раза увеличила число лотов своего русского аукциона (на первом было всего около 100, а сейчас, 10 декабря, – более 250). Правда, по-прежнему основной упор в русской коллекции делается на прикладные лоты, а особенно – на всякую милитарию, преимущественно Белого движения, которой во Франции много. Живопись была представлена очень скромно и почти не покупалась. Из наиболее интересных продаж стоит отметить костюм, «attribue a» Бакст, ушедший за 12 093 евро по телефону. Коробка с большим количеством серебряно-эмалевой столовой посуды была куплена русским дилером в зале за 29 023 евро. Крест ордена Св. Георгия 3 степени, принадлежавший генералу Щербатову, ушедший к известному дилеру русского происхождения за огромную сумму в 31 442 евро (платил за провенанс). Наконец, большая забавная мифологическая сцена, принадлежащая кисти Ф.Бруни. Телефонный биддер заплатил за нее 36 279 евро.
Неожиданно гораздо больший интерес у россиян вызвал третий по счету «наш» аукцион, состоявшийся 11 декабря уже в здании «Hotel Drouot». Проводил его не самый известный парижский комиссар-призер Бриссонно (Brissonneau). На нем уже присутствовали множество дилеров из Питера и Москвы, и борьба шла не на шутку. По крайней мере результаты торговли за некоторые комплекты журналов оказались значительно выше всех ожиданий. Так, полный комплект «Золотого руна» достиг 16 500 евро. А комплектный «Мир искусства» – 15 500. Что же касается живописи, самой впечатляющей стала продажа полотна Б.Григорьева «Портрет девушки» (68х70; 1920). Картина достигла 393 149 евро. Возможно, столь высокая цена получилась под впечатлением от недавней продажи в Лондоне его же «Женщины в цилиндре» более чем за миллион долларов. Кстати, по уверению устроителей торгов, именно «Девушка» выставлялась в 1921 г. на групповой выставке «Мира искусства» в Париже.
Из других живописных результатов достойны внимания продажа акварели с гуашью М.Добужинского «Медный всадник» (28х39) за 10 000 евро и уход масла на бумаге С.Судейкина «Un peu avant, Une place animee» (29x30) за 10 500.