В начале сентября на антресольном этаже ЦДХ при огромном стечении народа презентовали один из самых пафосных антикварных проектов прошедших лет. Открылись «Новые галереи» («НГ»), которые объединили 14 московских и питерских галерей, давно работающих на антикварном рынке и обладающих высокой профессиональной репутацией. За образец устроители приняли парижский «Лувр дез антикер», хотя, конечно, он остается пока недосягаемым хотя бы по объему представленных предметов искусств и по своей исторической репутации. Идея создания центра своего рода «VIP-галерей» давно витала в воздухе, и начальное воплощение этого замысла именно в ЦДХ, где уже в течение многих лет проводятся антикварные салоны, выглядит совершенно естественным.
Нельзя сказать, что абсолютно все из того, что хотелось бы устроителям, воплотилось в жизнь. Воссоздание атмосферы и стиля «Лувра антикваров» требует большого финансирования, к которому мы пока не готовы. Кроме того, в силу разных причин не было соблюдено стилевое единство – в комплексе «Новых галерей» представлены не только антикварные галереи, но и структуры, работающие с современным искусством, традиционно широко представленным в ЦДХ. Тем не менее этот проект начал динамично развиваться, и его участники выглядят весьма и весьма солидно.
Пытаясь понять, что нового принес проект «НГ» в сложившийся антик-бизнес, я задал несколько вопросов руководителям одной из самых интересных в настоящее время галерей – Арт-центра «Бельведер» – Елене Майорских и Олегу Таирову.
– Ваша галерея давно известна в Москве. При этом вы никогда не были участниками открытого антикварного процесса. Галерея, располагаясь на Ордынке, всегда работала «по предварительной договоренности», и «с улицы» попасть к вам было нельзя. В то же время именно вы были одними из наиболее активных сторонников проекта «НГ». Сейчас прошло четыре месяца работы новой структуры. Что изменилось в вашей работе? Что дало вам участие в этом проекте?
– Для любого коммерческого проекта расширение торговых площадок – это всегда плюс. Если подобное расширение происходит за счет мест известных, прославленных, «накатанных», каким, конечно, является Центральный дом художника, – это плюс вдвойне. Здесь подключается большое число новых клиентов, случайных посетителей.
Хотя, конечно, четыре месяца – не такой серьезный срок, чтобы можно было с уверенностью определить, насколько сильно влияние новых клиентов на бизнес. Тем более что эти «новые клиенты» – в основном старые завсегдатаи ЦДХ.
– Что еще заставило вас перейти от «закрытой», «элитарной», как вы говорите, формы торговли к обычной, пусть очень хорошей, открытой антик-галерее? И вообще довольны ли вы результатом?
– Структуры рынка меняются, он становится более открытым и цивилизованным. Многие покупатели и антиквары принимают самое активное участие в международных аукционах, не только таких, как всемирно известные Сотбис или Кристис, но маленьких региональных в разных странах. Изменились в первую очередь клиенты. Они уже не те, что были, скажем, лет пять назад, когда никто не хотел показывать себя «в открытую». Теперь покупатели предпочитают посещать как раз именно открытые галереи и салоны. Наверное, это зависит и от улучшения налоговых условий, но главное – изменились люди.
– Как сосуществуют в рамках общего проекта галереи разной направленности – антикварные галереи и галереи современного искусства?
– К счастью, неожиданно хорошо. Во-первых, те галереи современного искусства, которые участвуют наравне с нами в этом проекте, давно и хорошо известны. Во-вторых, кроме сугубо современного искусства они представляют произведения 50–60-х годов, которые фактически сегодня тоже являются дорогим антиквариатом. К тому же все галереи имеют свою специализацию (от посуды и мебели до картин и скульптуры), так что за один визит можно найти совершенно разные вещи.
Нужно отметить также, что проект «Новых галерей» является, по существу, началом нового процесса упорядочивания антикварной торговли – все участники процесса являются также членами недавно созданной Международной конфедерации антикваров и артдилеров, также прописанной в ЦДХ.
Так что мы довольны. Но главное – клиентам удобнее, когда нас так много рядом, в одном месте. Теперь дело за малым – открыть поблизости от «НГ» небольшой VIP-бар, где можно было бы в спокойной атмосфере обсудить дела и возможные сделки.
***
Как видно, проект «Новые галереи» оказывается вполне жизнеспособным. И одним из показателей этого является тот факт, что, по словам директора «Экспо-Парка», фактического хозяина проекта Василия Бычкова, у него уже выстроилась целая очередь из желающих когда-нибудь в будущем включиться во вторую очередь «НГ». «Если вторая очередь будет», – добавляет Бычков.