Скульптурный бюст будущего императора Александра I работы Федота Шубина оценен в Стокгольме в 110–132 тысячи евро.
Как мне уже неоднократно приходилось писать ранее, вся первая половина декабря представляет собой сплошную череду русских торгов, проводящихся буквально по всей Европе. Не успели наши дилеры и коллекционеры опомниться после британских рекордов, как пришел черед «парижской серии», почти одновременно в Финляндии прошел аукционБуковскис; наконец, 16 декабря в дело вступил Стокгольмский аукционный дом (Stockholms Auktionverk).
Коллекция, которую известный эксперт Иван Самарин предусмотрительно презентовал еще во время русской недели в Лондоне, состоит из 235 лотов, причем 201 лот – это произведения живописи и графики!
9 декабря предаукционная выставка открылась в столице Швеции, в «старейшем аукционном доме Европы», как определяют свою структуру сами шведы. По словам присутствовавших, открытие было очень внушительным: присутствовали более 800 человек, в том числе посол России в Швеции Николай Садчиков.
Шведы явно пытаются найти свое место в процессе громадного усиления русского антик-рынка. И пока, похоже, им это удается. По крайней мере по общему мнению, коллекция Самарина вызывала наименьшее число нареканий по части аутентичности, подлинности выставленных вещей, по сравнению с параллельно проходившими в Лондоне аукционами. А уж об 11 Айвазовских, единовременно выведенных на рынок, и говорить не приходится – такая это редкость!
Об Айвазовском в Швеции я уже писал раньше, но и кроме этого в Швеции есть на что посмотреть. Чего стоит хотя бы полотно А.Рослена «Портрет графа А.С. Строганова» (овал; 67х52) с прекрасным провенансом (оценка 22–27,5 тыс. евро). Или «Женский портрет» Ф.Рокотова (58х46), оцененный в 99–121 тыс. евро. Или мраморный бюст Александра Павловича, будущего императора Александра I работы Ф.Шубина (46 см), с эстимейтом 110–132 тыс.
Когда этот номер выйдет из печати, аукцион в Стокгольме уже состоится, так что более подробно я расскажу о нем позднее, а сейчас просто назову несколько наиболее интересных лотов. Акварели М.Теребенева и А.Брюллова, масло Н.Сверчкова, Т.Неффа и Б.Виллевальде, работы И.Шишкина, И.Репина, рисунки М.Врубеля, В.Васнецова, скульптуры М.Антокольского и П.Трубецкого. Коровин, Бенуа, Горбатов, Архипов, Левитан, Малявин, Серебрякова и многие-многие другие.
Напоследок добавлю, что большинство из тех, с кем мне приходилось говорить, ожидали от этого аукциона наиболее интересных продаж и результатов.