0
788
Газета Антиквариат Интернет-версия

17.12.2004 00:00:00

Советское искусство под Рождество

Тэги: москва, антиквариат, цдх, салон


москва, антиквариат, цдх, салон В.Трофимов, «Спуск в Воронеже». 1918 г. Галерея Леонида Шишкина. Оценка 20–30 тысяч долларов.

В Москве, в Центральном доме художника с 11 по 19 декабря проходит так называемый Рождественский антикварный салон. В череде ярмарок старого искусства, проводимых ООО «Экспо-Парк Выставочные проекты», она занимает особое место. Второе название этой ярмарки «Полвека советского искусства. 20–70-е годы». Устроители позиционируют ее как попытку вычленить из общего «репертуара антикварного рынка» творчество художников, работавших в вечно непростые советские времена, со всеми репрессиями, оттепелями, застоями и т.д. и т.п. То есть творчество, существовавшее параллельно в нескольких измерениях: официального или академического советского искусства, андерграунда или «другого искусства», а также так называемого третьего направления – искусства, игнорирующего политический контекст. Причем интересно, что зачастую одни и те же персонажи могут проходить по всем трем основным позициям одновременно.

Конечно, эти произведения не равнозначны по художественному достоинству – некоторые интересны лишь как документы эпох, другие достойны внимания и по художественному качеству. Но в любом случае это искусство является самостоятельным пластом собирательства, с собственным кругом ценителей и коллекционеров.

В Рождественском салоне принимают участие около 25 операторов. Среди них выделяется галерея «Ковчег» с обширной, давно анонсированной программой. И, конечно, галерея Леонида Шишкина с особым рамочным проектом. 18 декабря галерея Шишкина совместно с другими галереями – участницами выставки проведет на своем стенде тематический аукцион «Искусство 20–30-х годов», в коллекцию которого войдет более 100 работ лучших мастеров этого периода.

По мнению руководителей галереи, в последние несколько лет на мировом артрынке наблюдается небывалый по интенсивности взлет интереса коллекционеров к русской художественной школе прошлого века, а 20–30-е годы, без сомнения, находятся на острие этого интереса. Что неудивительно: ведь в этот двадцатилетний отрезок – время иллюзий, надежд, борьбы свободных художественных группировок – было создано огромное число блестящих произведений, шедевров, которые сегодня на рынке настоящая редкость.

Устроители аукциона отмечают, что при подборе коллекции они руководствовались всего двумя критериями – временем создания и художественным качеством работ, и такой подход дал им возможность представить искусство этого периода во всем его многообразии.

Так, из художников, которые сложились как мастера еще до революции, в коллекции представлены П.Петровичев, М.Боскин, П.Бучкин, а также В.Трофимов, пять работ которого, написанные в 1920-е гг. в Омске, на берегах Иртыша, станут, наверное, настоящим открытием, а его пуантилистическая работа 1918 г. «Спуск в Воронеже» (с эстимейтом 20–30 тыс. долл.) станет одним из топ-лотов аукциона.

К числу художников левого направления, включенных в аукцион, можно отнести Митурича, Пахомова, Окса, С.Герасимова. Им в те годы противостояли реалисты ахровцы Бродский, Богородский, Б.Яковлев, Соколов-Скаля, Рянгина, многие из которых впоследствии стали сталинскими академиками. Также в коллекцию включены работы будущих академиков Н.Ромадина, Куприянова (Кукрыниксы), Белоусова, Налбандяна («первая кисть Политбюро» представлена карандашным портретом Кирова 1934 г. и морским пейзажем 1936 г.). В 20–30-е гг. все они были молоды и их живопись еще не была покрыта глянцем академизма.

Не менее интересны, и не только с исторической точки зрения, будут рисунки ахровца Котова, сделанные во время похорон Ленина в январе 1924 г. Любопытен также и портрет-шарж Дени на Игоря Северянина, написанный в 1916 г., с дарственной надписью «Демьяну Бедному», сделанной уже в 1942-м.

К топ-лотам аукциона следует отнести также два небольших стринга. Первый объединяет 9 работ художницы А.Кольцовой-Бычковой, сделанные в Париже с 1929 по 1932 г., которые вместе со своим мужем – скульптором Кольцовым она жила в командировке во Франции. Будь то натюрморты с цветами или зарисовки парижских улиц – все эти работы проникнуты влиянием парижской школы живописи. Второй стринг представляет семь работ, написанных в 20–30-е гг. студентами ВХУТЕМАСа. Эти работы, поступившие из частной коллекции, не подписаны и выставляются как произведения неизвестных художников. Работы тем не менее весьма высокого уровня и таят в себе интригу для коллекционеров, которые, возможно, пожелают самостоятельно установить их авторство.

Самыми дорогими лотами аукциона станут две большие работы, обе написанные в 1939 году и демонстрировавшиеся на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма»: Иван Чашников «Рыбаки Мариуполя» и Ирина Штанге «Сенокос», обе с эстимейтом по 50–60 тыс. долл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1740
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1755
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1489
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
919

Другие новости