В.Трофимов, «Спуск в Воронеже». 1918 г. Галерея Леонида Шишкина. Оценка 20–30 тысяч долларов.
В Москве, в Центральном доме художника с 11 по 19 декабря проходит так называемый Рождественский антикварный салон. В череде ярмарок старого искусства, проводимых ООО «Экспо-Парк Выставочные проекты», она занимает особое место. Второе название этой ярмарки «Полвека советского искусства. 20–70-е годы». Устроители позиционируют ее как попытку вычленить из общего «репертуара антикварного рынка» творчество художников, работавших в вечно непростые советские времена, со всеми репрессиями, оттепелями, застоями и т.д. и т.п. То есть творчество, существовавшее параллельно в нескольких измерениях: официального или академического советского искусства, андерграунда или «другого искусства», а также так называемого третьего направления – искусства, игнорирующего политический контекст. Причем интересно, что зачастую одни и те же персонажи могут проходить по всем трем основным позициям одновременно.
Конечно, эти произведения не равнозначны по художественному достоинству – некоторые интересны лишь как документы эпох, другие достойны внимания и по художественному качеству. Но в любом случае это искусство является самостоятельным пластом собирательства, с собственным кругом ценителей и коллекционеров.
В Рождественском салоне принимают участие около 25 операторов. Среди них выделяется галерея «Ковчег» с обширной, давно анонсированной программой. И, конечно, галерея Леонида Шишкина с особым рамочным проектом. 18 декабря галерея Шишкина совместно с другими галереями – участницами выставки проведет на своем стенде тематический аукцион «Искусство 20–30-х годов», в коллекцию которого войдет более 100 работ лучших мастеров этого периода.
По мнению руководителей галереи, в последние несколько лет на мировом артрынке наблюдается небывалый по интенсивности взлет интереса коллекционеров к русской художественной школе прошлого века, а 20–30-е годы, без сомнения, находятся на острие этого интереса. Что неудивительно: ведь в этот двадцатилетний отрезок – время иллюзий, надежд, борьбы свободных художественных группировок – было создано огромное число блестящих произведений, шедевров, которые сегодня на рынке настоящая редкость.
Устроители аукциона отмечают, что при подборе коллекции они руководствовались всего двумя критериями – временем создания и художественным качеством работ, и такой подход дал им возможность представить искусство этого периода во всем его многообразии.
Так, из художников, которые сложились как мастера еще до революции, в коллекции представлены П.Петровичев, М.Боскин, П.Бучкин, а также В.Трофимов, пять работ которого, написанные в 1920-е гг. в Омске, на берегах Иртыша, станут, наверное, настоящим открытием, а его пуантилистическая работа 1918 г. «Спуск в Воронеже» (с эстимейтом 20–30 тыс. долл.) станет одним из топ-лотов аукциона.
К числу художников левого направления, включенных в аукцион, можно отнести Митурича, Пахомова, Окса, С.Герасимова. Им в те годы противостояли реалисты ахровцы Бродский, Богородский, Б.Яковлев, Соколов-Скаля, Рянгина, многие из которых впоследствии стали сталинскими академиками. Также в коллекцию включены работы будущих академиков Н.Ромадина, Куприянова (Кукрыниксы), Белоусова, Налбандяна («первая кисть Политбюро» представлена карандашным портретом Кирова 1934 г. и морским пейзажем 1936 г.). В 20–30-е гг. все они были молоды и их живопись еще не была покрыта глянцем академизма.
Не менее интересны, и не только с исторической точки зрения, будут рисунки ахровца Котова, сделанные во время похорон Ленина в январе 1924 г. Любопытен также и портрет-шарж Дени на Игоря Северянина, написанный в 1916 г., с дарственной надписью «Демьяну Бедному», сделанной уже в 1942-м.
К топ-лотам аукциона следует отнести также два небольших стринга. Первый объединяет 9 работ художницы А.Кольцовой-Бычковой, сделанные в Париже с 1929 по 1932 г., которые вместе со своим мужем – скульптором Кольцовым она жила в командировке во Франции. Будь то натюрморты с цветами или зарисовки парижских улиц – все эти работы проникнуты влиянием парижской школы живописи. Второй стринг представляет семь работ, написанных в 20–30-е гг. студентами ВХУТЕМАСа. Эти работы, поступившие из частной коллекции, не подписаны и выставляются как произведения неизвестных художников. Работы тем не менее весьма высокого уровня и таят в себе интригу для коллекционеров, которые, возможно, пожелают самостоятельно установить их авторство.
Самыми дорогими лотами аукциона станут две большие работы, обе написанные в 1939 году и демонстрировавшиеся на Всесоюзной выставке «Индустрия социализма»: Иван Чашников «Рыбаки Мариуполя» и Ирина Штанге «Сенокос», обе с эстимейтом по 50–60 тыс. долл.