Кажется, то, что еще недавно называлось «русской неделей», впору станет именовать теперь «русским месяцем». Оцените количество торгов с участием нашего искусства по всему миру в конце ноября – начале декабря (см. таблицу в «НГ» № 242 от 05.11.04). А на самом деле их будет еще больше: скажем, недавно стало известно, что в дополнение к парижско-русским торгам 9 и 10 декабря в столице Франции пройдут еще одни, 11-го. Комиссар-призер Brissonneau на Друо выставит картины русских мастеров, среди которых будут А.Яковлев, Ф.Малявин, Б.Григорьев, М.Добужинский. За столичными французскими антикварами следуют и провинциальные. Так, Средиземноморский аукционный дом (Hotel des Ventes Mediterranee) 13 декабря в Париже проведет распродажу бывшего наследства военного атташе Франции при Николае II. А 18-го уже в Марселе предложит публике целый ряд полотен Репина, Айвазовского и Лагорио.
Но, наверное, еще интереснее и примечательнее выглядит непосредственное участие русских антикваров в событиях этого «месяца». Оно заключалось не только в процессе покупки-продажи (подавляющее большинство приобретений на всех пяти британских аукционах прошлой недели сделаны нашими нынешними или бывшими соотечественниками), но также и во внедрении отечественных структур в западный антик-бизнес. «Застрельщиком» опять стал аукционный дом Гелос. На неделе он дважды отметился в антикварной светской хронике.
Первый случай относится к приему, который Гелос устроил на днях в Лондоне. 1 декабря поздно вечером, после окончания аукциона Сотбис, как раз по соседству в весьма престижном отеле Westbury была устроена презентация нового проекта Гелоса. Фирма собралась выкупать и возвращать в Россию архив А.Карташева с историческими материалами русской диаспоры в Париже. Под эту идею и была приурочена вся презентация плюс аукцион из Москвы в прямом эфире.
Вероятно, это была попытка продемонстрировать собственные возможности лондонской публике. И попытка, похоже, удалась. Публика (а зал был буквально забит как приезжими русскими, так и местными галеристами, журналистами и дилерами) была в восторге, торгуясь за недорогие живописные и фарфоровые штучки 1940–1970-х годов. Все предметы (а их было немногим более 30) представители Гелоса привезли с собой из Москвы. Торги, повторюсь, шли в прямом эфире, то есть штатный аукционатор Гелоса Сергей Короневский в Москве в 12 часов ночи отстукивал биды, а в Лондон все это транслировалось со звуком, но без изображения. Лоты были недорогие, и большинство из находящихся в зале азартно торговались, поднимая цены с 5–10 фунтов до максимальных ста. Привлекала внимание известный коллекцинер Нина Лобанова-Ростовская, всем и каждому демонстрировавшая только что приобретенную ею за фунт (!) фигурку «Два медведя» 60-х годов. Почти все было распродано на месте, на ряд вещей были даны заочные биды, и устроителям пришлось увозить их обратно в Москву. Присутствовавшие дружно выражали желание повторять подобные мероприятия в дальнейшем, и, похоже, руководство Гелоса также склоняется к этому мнению, несмотря на то что материального успеха им не явно не дало.
Другой международный проект аукционного дома, о котором было объявлено на этой неделе, – это новая программа сотрудничества с крупнейшей французской аукционной структурой Отель Друо (Hotel Drouot).
Считают, что Друо представляет собой крупнейший мировой рынок по количеству предлагаемых товаров. Большинство произведений искусства, которые появляются на мировом рынке, проходят через Париж. Регулярность и частота проведения аукционов Друо не имеют себе равных. Отель Друо-Ришелье часто называют «волшебным музеем»: его 16 залов открыты с понедельника до субботы, причем в экспозиции представлены произведения стоимостью от 50 евро до 2 млн. Ежегодно в ходе 2000 торгов продается более 800 000 объектов. Отделение Друо-Монтань, открытое в 1988 году, располагает двумя залами, предназначенными для самых престижных торгов.
В ноябре 2002 года 60% оценщиков Друо приобрели знаменитый аукцион и основали фирму СРР, которой принадлежит отныне 100% капитала холдинг-компании Drouot. Группа располагает тремя необходимыми «средствами»: знаменитым зданием Друо-Ришелье, где первый аукцион состоялся в 1852 году, филиалом @uctionPress, которому принадлежит La Gazette de l'Hotel Drouot – настоящая «библия» публичных торгов, и экспертной фирмой Drouot, в задачу которой входит обслуживание клиентуры.
На парижском рынке аукцион Друо оставляет далеко позади любых конкурентов. В 2002 году сумма продаж составила 370 млн. евро, в то время парижская деятельность Кристис оценивается в 57, а Сотбис – в 50 млн. евро. Только в прошлом году здесь был достигнут ряд уникальных результатов, таких, как продажа рисунка Гогена в марте 2003-го за 1,46 млн. евро и коллекции писателя-сюрреалиста Андре Бретона в апреле на общую сумму в 46 млн. евро.
И вот недавно было объявлено о заключении договора о двустороннем сотрудничестве между аукционными домами Друо и Гелос. Помимо информационного обмена, Гелос собирается представлять интересы Друо на российском антикварном рынке. Примечательно, что, по словам представителей обеих структур, никто из них не был главным инициатором переговоров – сближение интересов шло с обеих сторон.
Сегодня крупнейшие зарубежные участники арт рынка проявляют заинтересованность перспективами привлечения клиентов из России. Теперь Друо – объединение крупнейших французских антикваров – устроителей аукционных торгов (комиссар-призеров), – благодаря соглашению с Гелосом получает возможность представлять свои торги всем российским коллекционерам и дилерам-антикварам. Заочные ставки, заявки на лоты торгов, ежедневно проходящих во Франции, будут принимаются на сайте дома Гелос и по телефонам в Москве. Здесь же, на сайте, можно ознакомиться с каталогами предстоящих в Друо торгов. Особый пункт проекта Гелос–Друо предусматривает создание режима наибольшего благоприятствования для клиентов французской фирмы, приобретающих антиквариат по интернету через сайт русского партнера. Это коснется тарифа процентной ставки, взимаемой устроителем торгов с конечного покупателя. Обе стороны убеждены, что интерес к торгам Друо со стороны российских коллекционеров будет высоким, и потому такое сотрудничество имеет хорошие перспективы.