Аукцион Кристис 30 ноября: топ-лотом станет полотно Ивана Айвазовского «Исаакий в морозный день» с эстимейтом от 1,5 до 2,25 миллиона долларов.
Следующая неделя обещает замечательные события на рынке русского искусства за границей. С 30 ноября по 2 декабря, то есть со вторника по четверг, в течение трех дней, в столице мирового антиквариата Лондоне пройдут 4 специализированных аукциона русского искусства (а можно прибавить еще и распродажу коллекции массандровских вин на Сотбис 3 декабря).
Череда событий такой интенсивности способна оказать серьезнейшее влияние как на мировой рынок русского искусства, так и на внутрироссийский антик-рынок. Я даже не говорю об уровне цен, который по традиции последних лет устанавливается в России с обязательной оглядкой на итоги последних лондонских торгов. Речь о другом. Как правильно заметил уважаемый князь Лобанов-Ростовский, в течение этих дней на рынке появится более 1400 произведений русского искусства, из которых, по его словам, «около тысячи вещей среднего уровня». И вопрос в том, сумеет ли «переварить» такое количество наш рынок? Найдется ли достаточное число покупателей? Как считает Лобанов, «хорошо, если уйдет процентов 60┘»
А стартует «русская неделя» 29-го, в понедельник, когда утром в 10 по Гринвичу превью своей главной коллекции устроит Сотбис. Вечером в тот же день ожидается прием в доме Кристис. А уже назавтра, во вторник, 30-го, Кристис прямо с утра начнет свой аукцион с названием «Important Russian Pictures».
В последние годы Кристис уделял русскому сектору рынка не слишком много внимания. Почти все главные действия в этой области аукционной деятельности дом осуществлял в своем нью-йоркском отделении, объясняя это тем, что именно в США базируются основные покупатели русского материала. Однако последние успехи главных конкурентов из Сотбис заставили дом Кристис вновь повернуть «английское лицо» к России. Русские аукционы снова вернулись в главную контору Кристис в Лондоне на Кинг-стрит. Коллекции становятся все более пафосными, «важными» («important»). По традиции, особого внимания заинтересованным лицам Кристис не уделяет, общаясь, по-видимому, лишь со старыми, испытанными партнерами. Даже каталог будущих торгов дом не выложил на сайте – наверное, счел ниже своего достоинства. Ограничился лишь «хайлайтсами», или по-другому топ-лотами, да и те показываются без размеров и дат. Придется и нам ограничиваться тем же.
Первый же топ-лот претендует на новые русские рекорды. Это полотно И.Айвазовского «Исаакий в морозный день». Эстимейт лота составил 1–1,5 миллиона фунтов стерлингов, то есть что-то 1,5–2,25 миллиона долларов.
Следующий топ – это холст В.Поленова с неудобоваримым названием «Герцеговинец на посту». «Герцеговинца» Кристис оценивает в 100–150 тыс. фунтов. Такого же эстимейта удостоился и портрет И.Репина «Николай Евреинов». Еще одна работа Репина оценивается значительно дороже: в 350–450 тыс. фунтов (до 670 тыс. долл.). Она и выглядит гораздо эффектнее. Это большой этюд к «Семейному портрету». Если расчеты экспертов Кристис будут верны, нас ожидает новый рекорд Репина (до сих пор самой крупной продажей этого художника были «Запорожцы в бурном море», ушедшие несколько лет назад за 560 тыс. долл.).
Очень высокую оценку в 200–250 тыс. фунтов получило полотно Н.Сверчкова «Император Александр II и кайзер Вильгельм I в коляске на фоне Петропавловской крепости». Здесь играет роль и очевидно большой размер картины, и двойная пафосность темы: тут и император (даже два), и Петербург, да еще и с Петропавловкой. Необычно тонко для К.Коровина выглядит его «Балерина за туалетом» (90–110 тыс. фунтов). Если масло К.Сомова на картоне с названием «Променад» окажется аутентичным, 70–90 тыс. фунтов, согласно оценке, не покажутся чрезмерной суммой. То же можно сказать и о редчайшем на рынке В.Борисове-Мусатове. Его масло на бумаге, наклеенной на картон, с названием «Пастухи у костра ночью» оценивается в 110–160 тыс. фунтов.
Ясно, что вышеприведенными топами коллекция Кристис не исчерпывается. Будут и работы среднего уровня, наверное, будут и ниже – в последние годы дом Кристис частенько этим грешил. Посмотрим, ждать осталось недолго.