Гуашь «В парке Минеральных Вод» Адольфа Шарлеманя на пражском аукционе Мейсснер-Ньюманн поднялась со старта в 633 евро до 7 тысяч.
Много разных событий происходит на русском антик-рынке. Зачастую о многих приходится говорить скороговоркой, лишь называя какие-то события, уже прошедшие либо грядущие. Вот и сейчас мы расскажем о том, что случилось или случится на антик-рынке русского искусства.
═
***
═
Как уже сообщалось ранее, в Праге, столице Чехии, пять раз в год проходят крупные аукционы фирмы Мейсснер-Ньюманн (Meissner-Neumann). Четвертый по счету состоялся недавно, а именно – 6 декабря. На нем ощущалось и русское присутствие – было три русских лота. Это полотно Константина Коровина «Марсель» (х/бум; 24х32; 1920-е; подпись; старт 15 тыс. евро). И две гуаши Адольфа Шарлеманя «Павильон Минвод» и «В парке Минеральных Вод» (обе – 22х30, овал; 1862), стартовавшие с небольшой суммы в 633 евро каждая. В результате торгов работа Коровина получила вполне скромные 28 тыс. долл. Зато оба Шарлеманя поднялись очень сильно. Второй рисунок достиг 7 тыс. долл., а первый и вовсе 9 тыс. долл.
═
***
═
В прошлую субботу, 13 ноября, начал свой традиционный разбег Аукцион Чапкиной. Коллекция, наверное, снова будет разбита на три части из-за огромного количества выставляемых лотов – их около тысячи. Мария Чапкина просто физически не успевает их обрабатывать и каталогизировать, в этом одна из причин временного разброса торгов. Вторая в том, что и покупателям, и аукционатору трудно выдерживать напряжения нескольких часов торговли. Кстати, аукцион снова вел Алексей Савинов.
Итак, на Гоголевском бульваре в субботу разыгрывались лоты от «А» до «И» включительно. По отзывам специалистов, «все было как обычно» – большой процент продаж, не уходили только дешевые и не очень интересные лоты. Самым дорогим лотом в этот день оказалась книга на немецком языке, выпущенная в 1920-е гг. в берлинском издательстве «Петрополис». Книга с названием «Boui Bouis» была выпущена тиражом в 500 нумерованных экземпляров. Продавался № 14. Обложку для книги делал Борис Григорьев. Старт лота составлял 500 долл. Конечная цена – 2000.
═
***
═
26 ноября дом Гелос, вернее, его подразделение – галерея «Гелос-Наследие» проведет очередной аукцион «Живопись XX века». Это один из последних по времени проектов Гелоса, фиксирующий внимание на столь бурно развивающемся сейчас секторе антик-рынка, каким является советская живопись и графика. Аукцион пройдет в один день с сезонными торгами дома, на которых выставляется традиционный набор антикварных лотов.
Здесь, в соседнем здании, посетителям будет предложено 100 лотов. Набор фамилий довольно традиционен для сложившейся системы «советских» аукционов. Н.Адронов, С.Герасимов, Н.Гиппиус, В.Егоров, П.Крылов и Кукрыниксы, Б.Орлов, Б.Пыриков, И.Рубан, А.Тышлер, Б.Щербаков. Есть и несколько собственных «разработок» Гелоса – художников, ставших привычными на их торгах. Это Марина Тиме-Блок и Галина Герасимова, дочь Сергея Герасимова. Нечасто встречаются на аукционах советов работы художников-нонконформистов 1960–1980-х. А вот Гелос, «привыкший» к этим мастерам еще со времен знаменитой распродажи коллекции Инкомбанка, с легкостью включает в каталог вещи А.Зверева, О.Рабина, О.Целкова. Эти лоты, кстати, будут самыми дорогими на торгах 26-го: два полотна Оскара Рабина «Натюрморт с чесноком» (65х82; 1990) и «Le March Franprix» (65х81; 1993) получили одинаковые эстимейты по 8–10 тыс. долл.
═
***
═
Слово «впервые» по праву является ключевым в описываемых ниже событиях, связанных с нумизматическим рынком столицы. Так, фирма «Монеты и медали» впервые проводит свои нумизматические аукционы в помещении Музея современной истории России (бывший Музей революции) на Тверской. Впервые она выступит от своего имени, а не от антикварного салона «Екатерина». Впервые 4 и 5 декабря пройдут специализированные аукционы. Первый называется «Российские медные монеты», второй – «Награды России».
Коллекция для аукциона «Российские медные монеты», а это только его первая часть, она посвящена времени с 1802 по 1916 г., собиралась в течение нескольких лет и состоит из лучших монет проводившихся ранее аукционов и продававшихся коллекций. (Кстати, XVIII век будет выставлен на аукцион 25 июня 2005 г.) Поэтому неудивительно, что покупателям будут представлены 895 лотов, а сам аукцион пройдет в две сессии с часовым перерывом между ними. Среди них часть монет из коллекции норвежца Брекке, которая считается самой известной коллекцией русских медных монет.
К наиболее интересным следует отнести лоты с пробными монетами. Это три лота под номерами 191, 192 и 194, за которыми кроются 10, 5 и 2 копейки 1830 г., цены которых располагаются в пределах 2–4 тыс. долл., а также лот № 887 – набор из 6 пробных монет 1916 г. (5, 3, 2 и 2 штуки по 1 копейке) оцененный в 25–30 тыс.
Аукцион «Награды России», который пройдет 5 декабря, состоит из 137 лотов. Из них можно отметить золотую медаль «На сооружение четырех флотов» в два червонца 1711 г. и Георгия II степени из золота, вручаемого для лиц нехристианского вероисповедания, оцененных по 30–35 тыс. долл. за каждый лот. А также Орден Белого Орла 1863 г. (35–40 тыс.) и знак 51-го пехотного Литовского полка – 15–18 тыс. долл.
═
***
═
Сегодня в Санкт-Петербурге пройдет второй по счету аукцион галереи «Львиный мостик» – «дочернего» подразделения московских галерей Леонида Шишкина. Он называется «Мастера советской живописи» и, как и в Москве, включает ровно 100 лотов.
Пока, по отзывам специалистов, питерская аукционная покупательская активность несравнима со столичной. Там в основном тоже приобретают москвичи. Однако галерея не собирается прекращать свою деятельность, и уже на 17 декабря заявлен следующий аукцион «Львиного мостика». Это, несомненно, положительный факт, так как Питер до сих пор считается только лишь «поставщиком» антикварной продукции для Москвы, а собственного полноценно функционирующего антик-рынка там, в общем-то, нет.
На предстоящих торгах участниками в основном станут художники «питерского происхождения», что и немудрено. Цены в среднем ниже, чем в Москве: редко кто доходит в оценке до 1000 условных единиц. Любопытно, что самый дорогой по эстимейту лот вообще имеет нижегородское происхождение – это полотно известного местного пейзажиста Михаила Каманина «Волга под Городцом» (58х100; 1955), высоко оцененное в 8–10 тыс. долл. Вторая сумма – московская. Предварительная оценка картины Виктора Чуловича «Вологда. Купола» (75х95; 1964) составила 6–8 тыс. долл.
А третий по дороговизне лот вообще имеет украинские корни. Пейзаж Ивана Коваленко «Март. Тает снег» (100х118; 1971), написанный в импрессионистических традициях, оценен в 4–5 тыс.
Стоит отметить в питерской аукционной коллекции присутствие лота с работой редко встречающегося на рынке президента АХ СССР В.Серова. Его карандашный этюд к картине «Похороны Ленина» будет продаваться за 500–700 долл.