В Нью-Йорке с 3 по 5 ноября крупнейшие мировые аукционные дома Кристис и Сотбис провели крупные торги «Искусство импрессионистов и эпохи модерна». Многие ожидали от этих аукционов новых ценовых рекордов. Ожидания не оправдались. Однако и в начале ноября было получено несколько очень примечательных результатов.
Как обычно, начинал торги дом Кристис. 3 ноября прошел вечерний аукцион с наиболее интересными лотами. Общий объем продаж в этот день составил 128 млн. 222 тыс. долл. 17 лотов из 58 превысили уровень 2 миллионов долларов. Холст Фейнингера «Benz VI» (100х125; 1914) немного превысил верхний эстимейт – 3,7 млн. долл. Полотно Моне «Дом художника в Живерни» (73х92; 1913) продан также чуть выше верхней оценки, за 4,7 млн. Картина ван Донгена «Femme fatale» (82х61; 1905; оценка 3,5–4,5 млн.) ушла за 5,9 млн. Холст Пикассо «Mousquetaire а la pipe» (147х100; 1968; 4–6 млн.) – за 7,176 млн. А вот полотно Писарро «Весна» (55х131; 1872), напротив, едва превысило нижнюю границу оценки и продано за 8,9 млн.
Сразу четыре лота превысили 10-миллионный рубеж. Это «Женский портрет» Сезанна (65х54; около 1900; 9–12 млн.), проданный за 10,087 млн. Это большая работа Ван Гога «Le pont de Trinquetaille» (65х81; 1888), которая немного не дошла до нижнего эстимейта – 11,2 млн. Это картина Миро «La caresse des etoiles» (57х72; 1938; 6–8 млн.), заметно превысившая эстимейт – 11,768 млн. И, наконец, самый дорогой лот этого вечера, которым, как и предполагалось, стал «Лондонский парламент» кисти Клода Моне (81х92; 1904; 12–18 млн.), ушедший к новому владельцу за 20 167,5 тыс. долл.
На следующий день у Кристис продавались «бумажные» импрессионисты. Здесь дороже всех оказалась единственная, наверное, американская импрессионистка Мари Кассат, чей этюд для «Le dos nu» (х/м, уголь; 89х72; 1906) ушел за 1183,5 тыс. долл. при оценке в 500–700 тыс.
4 ноября первую часть своих импрессионистских торгов проводил в Нью-Йорке дом Сотбис. В первой части, состоявшей из 61 лота, общий объем продаж составил 194 290 тыс. долл. Крупных результатов у Сотбис было побольше, чем у конкурентов. Поэтому назову лишь те, что превысили 5-миллионный рубеж. Таких лотов было 9.
За 5,048 млн. ушел Пикассо «Сидящая обнаженная в кресле» (130х96; 1965; оценка 2,5–3,5 млн.). Другой Пикассо также немного превысил этот рубеж – картина «L'aubade» (130х195; 1967; 2–3 млн.) ушла за 5,384 млн. Работа Сутина «Le chasseur de Chez Maxim's» (82х75; 1925; 2,5–3,5) превысила оценку почти вдвое и ушла за 6,7 млн. «Les rosiers а wargemont» Ренуара (65х81; 1879; 6–8 млн.) достиг суммы 7,5 млн. «Дорога в Ветей» Моне (68х90; 1880; 3–5 млн.) доросла до 8,4 млн. Скульптура из известняка «Поцелуй» Бранкузи уложилась в оценку (высота 32,4 см; 1908; 8–12) – 8,968 млн. долл.
Три самых дорогих работы принадлежали Питу Мондриану, Амедео Модильяни и Полю Гогену. Полотно первого «Нью-Йорк. 1941. Буги-вуги» (95х92) продано в переделах оценки за 21 млн. долл. «Портрет Жанны Эбютерн перед дверью» кисти второго (130х82; 1919) немного превысил верхнюю оценку и был продан за 31,368 млн. И, наконец, «Материнство II» Гогена (95х61; 1899), эстимейт которого определялся «upon request», достиг высшей суммы дня – 39 млн. 208 тыс. долл.
К сожалению, не состоялся новый русский рекорд. С оценкой 20–30 млн. долл. предлагалось полотно Василия Кандинского «Этюд для «Потопа II» (95х108; 1912). Но этот лот так и остался не проданным.