Новичок антикварных салонов – «Лавка древностей» из Рязани.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Продолжается работа очередного осеннего Антикварного салона в залах Центрального дома художника на Крымском Валу. В этом году сроки его проведения – с 23 октября по 1 ноября включительно.
Каждый раз приходится говорить о том, что количество антикваров-участников снова увеличилось и размеры самого салона выросли. Так же и на этот раз. Теперь уже в течение 10 дней торговцы стариной занимают холл первого этажа, весь антресольный этаж (теперь сюда прибавились также относящиеся к антикварной торговле «Новые галереи»), весь второй этаж, за исключением пары-тройки боксов багетных мастерских, а также весь без исключения третий этаж. И если раньше устроитель салона фирма «Экспо-Парк Выставочные проекты» фиксировала возрастающее число участников и с гордостью озвучивала их (на последней ярмарке весной нынешнего года называлось 210 участников), то в этот раз количество даже не называется.
Может, это и к лучшему, потому что дальше, похоже, расти вширь салону некуда. Задействованы все свободные территории, так что теперь – только вглубь, в подвалы-хранилища под зданием ЦДХ, где нет ни солнечного света, ни воздуха. Это предположение, наверное, из области фантастики, зато реально перед устроителями встает вопрос, давно обсуждавшийся специалистами.
Может, наконец, создать действенный экспертный совет, который будет ставить некие качественные заслоны перед тем потоком измайловско-вернисажной продукции, которая сейчас переполняет залы салона? (А то ныне существующий совет занимается только составлением списка топ-экспонатов, причем так, что списки эти появляются на свет только к концу работы салона, когда они, в общем-то, уже и не нужны.) Тогда и вещей откровенно слабых и неаутентичных было бы поменьше, да и некоторые участники, предлагающие именно такую продукцию, отсеялись бы. А может, вообще разделить галереи на «элитные», заслужившие свои имена долгой работой на рынке и показом действительно «первых имен» в искусстве, и на «молодые», или «всеядные», или как-нибудь еще их назвать?
В любом случае что-то надо делать, как-то надо структурировать антикварные ярмарки в Москве.
А пока здесь все по-прежнему. Все то же столпотворение вещей и людей, опять появление новых персонажей (я обнаружил пару московских операторов, знакомых мне лично, и даже впервые появившихся в Москве антикваров из Рязани). Все больше и больше с каждым разом на стендах советского искусства 1930–1960-х и даже 70-х годов чаще среднего и тиражного качества, зато самых разнообразных видов, техник и жанров. Это и бесконечные фарфоровые статуэтки, цены на которые, кстати, растут в арифметической прогрессии, и елочные игрушки, и предметы быта, и живопись разных лет советской власти – от пары сотен долларов за холст до нескольких десятков тысяч.
Как и раньше, нет зарубежных участников, и теперь устроители уже и не утверждают, что, дескать, многие хотели приехать, но в последнюю секунду сорвалось.
Зато на нынешнем салоне не должно быть слышно обычных ранее – начиная буквально уже со второй ярмарки восьмилетней давности – сетований «антикварных кругов» о том, что «нет шедевров». Помнится, всегда приходилось, оправдывая участников, говорить, что и вообще-то на антикрынке шедевров отнюдь не пруд пруди. Так что почему они должны заполнять собой стенды московских ярмарок? А вот сейчас, мне кажется, не так.
Множество просто интересных работ и хороших имен. Действительно неплохая подборка западной живописи – мастера, может, и не слишком известные, но добротные и ранние. Наверное, действительно сыграла свою роль отмена ввозных пошлин на искусство с начала 2004 года.
Есть, на мой взгляд, и шедевры. Чего стоят хотя бы два полотна редчайшего художника Федора Васильева на стендах Гелоса и новой галереи «Салон-Арт XXI век». Ну а лучшая, на мой взгляд, экспозиция всего салона – на стенде артцентра «Бельведер», в аванзале второго этажа. Здесь был и большой «чумацкий» Айвазовский, и красивый Боголюбов, и, абсолютная редкость для нашего антикрынка, небольшое полотно Василия Перова «Игроки в карты». Лично я впервые увидел подлинную работу этого автора. Так что всем советую хотя бы посмотреть на нее вблизи. Кстати, по мнению многих экспертов, цена на этот шедевр располагается в диапазоне от 200 до 300 тыс. долл.