В прошлую субботу в конференц-зале ГТГ в Лаврушинском переулке была устроена продажа произведений искусства. Организатором аукционной акции выступило антикварное объединение «Магнум Арс», один из старейших операторов нашего антик-рынка, свои первые торги проведшее еще в далеком 1992 году.
Несколько лет о «Магнуме» не было слышно, хотя научные конференции по проблемам экспертизы ежегодно устраивались в Третьяковке, да и в нескольких Антикварных салонах в ЦДХ фирма участвовала. И вот в марте нынешнего года «Магнум» вернулся к аукционам. 16 октября прошли вторые торги «Магнума» после длительного перерыва.
Народу в зале было не слишком много – человек около 30. Однако большинство присутствовавших принимали участие в торгах. Технические результаты таковы: по окончании торгов из 118 лотов русского происхождения ушло 58. И 18 лотов было продано из западного стринга, состоявшего из 34 вещей. Так что нынешние торги превысили 50-процентный рубеж продаж, что очень неплохо для российских аукционов.
Мне уже приходилось упоминать об уникальности проекта «Магнума» для нашего рынка. Никто иной пока не может собрать специализированный аукцион живописи, – все операторы дружно жалуются на «отсутствие вещей на рынке». Кроме того, чтобы устраивать торги, надо заморозить на несколько месяцев солидную подборку живописи, а на это не каждый деятель антик-рынка способен пойти. Уже один этот факт привлекает внимание к инициативе «Магнума». Кроме того, его руководители заявляют о намерении проводить аукционы не реже 4 раз в год┘
Если снова вернуться к подробностям прошедших торгов, то мне бросилась в глаза не слишком удачная работа аукционатора. Стучал известный актер Алексей Жарков и стучал часто неправильно. При розыгрыше каждого лота называл «шаг», каждый раз разный, чего никогда не делают профессиональные аукционисты. При этом очень странно называл его «шаг наддачи» – удивительный неологизм. «Заочный бид» назвал «битом», путал фамилии художников.
Все это раздражало и мешало следить за розыгрышами. Хотя, похоже, покупатели как-то разобрались и вели часто затяжную борьбу за отдельные лоты.
Назову наиболее интересные результаты. Уже за первый лот развернулась нешуточная борьба между несколькими участниками. Картон Павла Радимова «Абрамцево» (14х31; 1945) стартовал с 350 долл. Победитель забрал его за 1700 долл. То есть кратность составила 5. Столь же большой рост был и у лота № 3 – холст малоизвестного живописца начала XX века Василия Берингера «Дама у моря» (21х27) с 550 долл. поднялся до 2,2 тыс.
Почти вдвое выросла цена холста Георгия Ряжского «Севастополь» (52х63; 1935) – от 4 до 7,6 тыс. долл. Одна из самых больших сумм была выплачена за картон Петра Петровичева с изображения дворца в Кусково (36х55; 1915). Его конечная цена составила 18 тыс. долл. при старте 15 тысяч.
Картина Алексея Ганзена с видом морской бухты (40х30) ушла за 8,3 тыс. «Пейзаж с коровами» Александра Степанова (64х81) вырос до 9,4 тыс. со старта 6,5 тыс. За 9 тысяч по старту куплен рисунок тушью Ивана Айвазовского «Парусник в море» (11х19; 1898). За 7900 ушла большая (50х70) ранняя (1961) работа Льва Кропивницкого «Уничтожение вида». Не купленными оказались работы З.Серебряковой, П.Кузнецова, Е.Волкова, Н.Сверчкова, Н.Удальцовой, М.Зичи, М.Скотти, А.Боголюбова – большинство из тех работ, которые считались топ-лотами.
Самые же высокие цены были выплачены за картину Ильи Занковского «Эльбрус на закате» (62х81; 1883) – 32 тыс. по старту, и Исаака Левитана «На лугу» (к/м; 15х21; 1890-е) – 40 тыс. по заочному биду.