Редкая немецкая ксилография XV в. с дьяволом, нашептывающим Ною, была топ-лотом графического аукциона.
Снова меняет свое местопребывание известный московский аукционный дом, один из немногих, регулярно проводящих в наши дни антикварные торги. Лет пять назад только что ушедшие тогда из Гелоса его ведущие сотрудники Виктория Лаптева и Алексей Зайцев образовали в Центральном доме художника структуру с простым названием «Зал № 1». Даже провели один графический аукцион, но довольно быстро закрылись – возникли обычные в современной российской практике проблемы с арендой.
Немного погодя они же образовали фирму, названную по местоположению «Антиквариат на Софийской». На новом месте фирма продолжила практику не простой антикварной салонной торговли, но также и устройства выставок и, главное, проведения аукционных торгов. За эти годы состоялось 10 аукционов (включая самые первые торги в «Зале № 1»). Устроители ориентируются на английскую традицию торгов и твердо придерживаются практики аукционов единой тематической направленности. Особенно подкупает в их действиях последовательное проведение специализированных графических аукционов. Графика – материал, не слишком раскрученный в России и «тяжелый в работе с ним», с точки зрения антик-дилеров. Не так много собирателей графики у нас в стране, не слишком велики цены на нее, то есть невелика вероятность получения большого дилерского процента. Несмотря на все это, руководители «Софийской» продолжают гнуть свою линию и по-прежнему торгуют графикой «под молоток аукционатора».
25 сентября прошел аукцион № 10 – «Старинные гравюры и карты». Зал на этот раз был переполнен, даже не всем хватило сидячих мест. Хотя торговались, как обычно, не многие: всего человек семь в зале, да несколько заочных биддеров. Из 149 картографических лотов, выставленных на торги, ушло 54 – неплохая цифра для наших аукционов. В основном, как обычно бывает на этих торгах, конечные суммы составляли 100–200 условных единиц. Это обычная практика графических аукционов на Софийской. За это многие осуждают устроителей – мол, совсем нет топ-лотов, шедевров, по настоящему дорогих предметов.
Упрек, думается, справедлив – хотелось бы видеть в каталогах, всегда, кстати, прекрасно оформленных, хотя бы несколько фамилий «из истории искусств». А ведь работы высшего уровня есть в коллекциях московских собирателей, многие из которых вполне могли бы предоставить такие вещи для аукционного каталога.
Несмотря на все возможные замечания, проведение подобных аукционов с каталогом – действие успешное и с моральной, и с материальной точек зрения. Во-первых, очень эффектно входить в небольшое число фирм, регулярно проводящих аукционы в России (их можно пересчитать на пальцах одной руки). Кроме того, такие действия очень помогают промоушну: аукцион – прекрасный «информационный повод» для массмедиа. Далее еще долго можно будет торговать «по каталогу» (скажем, клиент видит в каталоге 2–3-месячной давности понравившуюся вещь и заказывает ее или похожую у издателей этого каталога). Наконец, и прямой доход состоявшихся торгов выглядит весьма достойно. Я посчитал общий объем продаж аукциона № 10 (в зале, без учета немедленных послеаукционных покупок) и получил сумму в 10 200 условных единиц. Даже если устроители берут всего 10% от общей суммы┘ все равно неплохо.
Поговорим о некоторых продажах этого дня. Как и ожидалось экспертами, не ушли литографии с видами Москвы, с которых начался аукцион. Стартовые цены были завышены. И на лот № 1 с «Видом на Кремль и Большой Каменный мост» (Кадоль, Жоли; 1825) – 2 тыс. долл., и на лот № 3 «Вид с правого берега Яузы» (Кадоль, Дерой; 1825) – 1,7 тыс. И на «Вид на Кремль и берег Москва-реки» неизвестного автора середины XIX века – 1,1 тыс. Зато ушли оба резцовых «Вида Невы» (Леспинасс, Фессар; 1780-е) – по 1200 каждый. Живо раскупались «растения» и «животные» за суммы от 15 до 70 долл. Лишь два английских листа хромолитографии с изображениями грибов ушли по старту в зале за 200 долл.
Ценообразование зачастую вызывало недоумение экспертов. Вот самый, пожалуй, характерный пример: гравюра Г.Скородумова по оригиналу А.Кауфман, изображающая «Пьера Абеляра и Элоизу», определяемая устроителями как гелиогравюра и датируемая концом XIX в., стояла по старту за 340 у.е. Цена гелиогравюры должна быть ниже почти в десять раз. Лот не ушел, однако у многих возникли сомнения – действительно ли это поздний тираж или все же гравюра пунктиром, сделанная самим Скородумовым столетием ранее. Такие ситуации были нередки.
За 320 долл. ушла хорошая немецкая ксилография XV в. «Ной строит ковчег» (17,4х15,7). Зато очень красивая цветная ксилография с акварелью того же происхождения и датировки не вызвала ни у кого интереса при старте 460 долл.
Наиболее интересным стрингом выглядел на этот раз раздел пейзажей. Здесь было выставлено 10 листов из известного альбома «60 офортов И.И. Шишкина». Разные по качеству и размеру, все они предлагались по старту за 1100 долл., – цена, по мнению многих, завышенная почти втрое. Тем не менее два лота были куплены за эти деньги. Ушли также все три литографии К.Богаевского из известной серии «Пейзажи Киммерии», один за 340 долл., два аналогичных по 220 у.е. каждый.
Итак, 25 сентября состоялся последний аукцион «Антиквариата на Софийской». Уже вторую неделю как фирма покинула свое помещение напротив Кремля (снова арендные проблемы) и, в третий раз сменив название, появилась отныне в переулках между Пречистенкой и Остоженкой. Под именем «Альбион» (недвусмысленно указывающим на британскую ориентацию) здесь уже в декабре Лаптева и Зайцев проведут очередной аукцион. На этот раз – «Западноевропейского искусства».