Рисунок соусом П.Соколова-Скали «Сидящий натурщик» (80х59) – один из экспонатов выставки «Долой стыд!».
В первой половине октября в столице презентуется сразу несколько художественных проектов, материалом для которых являются предметы антиквариата. Да и организаторами также выступают операторы антик-рынка. Поэтому расскажем об этих проектах поподробнее.
***
Неделю назад, 2 октября, напомнила о себе фирма с названием «Антикварный аукцион Кростби». Возникнув немногим больше года назад, она отметилась парой не слишком удачных торгов. Сейчас Кростби презентовал выставку «Древний Египет. Взгляд через века». Экспозиция заявлена как некоммерческая и организована при участии серьезных знатоков египетского искусства.
***
В среду, 6 октября, с очередным экспозиционным проектом выступила галерея «На Старомонетном». Для этой структуры выставочная деятельность является одним из приоритетов. В истории галереи насчитывается уже около десятка разноцелевых экспозиций. В этот раз темой выставки стали горные пейзажи. В отличие от предыдущей организации «Старомонетный» всегда проводит выставки-продажи с непременной публикацией цветного каталога.
«Горная» тематика весьма популярна в среде собирателей. Кроме того, многие известные русские художники, из тех, кого специалисты относят к «первому ряду фамилий», отдавали дань подобным изображениям природы. Сейчас в залах галереи будут выставлены полотна Л.Лагорио, А.Боголюбова, Н.Рериха, А.Лентулова. Всего 40 произведений живописи и графики – работы русских художников от начала XIX до начала XX в. Самая ранняя датирована 1821 г. Это уникальная вышивка шелком «Водопад в горах» (34х26). Работа датирована и подписана автором: «М.Персидская».
Дальнейший набор имен достаточно традиционен: И.Занковский (4 работы), А.Мещерский (2), Р.Зоммер (2), И.Шультце, И.Вельц, И.Крачковский, В.Орловский, Н.Дубовской, Г.Башинджагян, Ф.Рубо, М.Волошин, В.Шухаев, С.Герасимов.
Продлится выставка до 22 октября.
***
А вот на выставке, которая 14 октября в 19.00 откроет экспозиционный сезон в «Галерее советской живописи» Леонида Шишкина, будет представлен жанр, наиболее нехарактерный для советского искусства. Работы художников-соцреалистов в жанре ню – поистине уникальный материал.
Подобных работ сохранилось не так уж много: обнаженная натура для советской эпохи – тема скользкая, опасная для карьеры, а то и свободы художника. Парадокс состоит в том, что художник классической школы, а именно такой советская художественная традиция представлялась самой себе, не может не изображать обнаженного тела. Социалистическая же идеология гуманно старалась не оставлять поводов для изображения наготы, очевидно полагая, что нет повода – нет и соблазна.
Ню как отдельный жанр официальной идеологией отметался сразу как разврат и порнография. Библейская нагота не могла быть изображаема в связи с упразднением религии. Так что за попытку можно было получить обвинение в распространении порнографии и в религиозной агитации.
Наиболее живучей в советский период оставалась тема героической наготы, унаследованная от античности. Прекрасные тела физкультурников символизировали силу и здоровье советского государства, правда, в редакции сталинского «классицизма» они были снабжены трусами и лифчиками строгого покроя, чего, кстати, не было в параллельном ему гитлеровском «классицизме» – европейские традиции позволяли арийским атлетам показывать больше.
Таким образом, абсолютно законно жанр ню в СССР существовал только как учебные штудии художников, сделанные для себя и хранящиеся в папках. На выставке можно будет увидеть репродукционные литографии с рисунков русских академиков, изданных в 30-е годы издательством «Советский художник» как учебные пособия для художественных школ и вузов. Их мизерный тираж равнозначен грифам «совершенно секретно» или «только для служебного пользования».
В экспозиции также будут представлены наброски и штудии советских академиков Е.Кацмана и Вас. Яковлева и институтские работы официальных художников второго ряда, в которых частенько мелькают иконографические черты Гераклов и святых Себастьянов – мужские ню, которые вообще преобладают в советском искусстве. Вероятно, изображения натурщиков считались менее эротичными. Также на выставке будет представлена известнейшая фотография Б.Игнатовича «Душ» 1935 г., которая вдохновила А.Дейнеку на создание картины «Купальщики» (1935).
Что же касается натурщиц, то им при советской власти везло меньше. На многих работах, особенно живописных, изображены немолодые и некрасивые женщины в неловких позах, словно художник выбором модели пытался оправдаться перед властью. Художник и модель скованы взаимным смущением, и раздетые доярки и продавщицы не превращаются в нимф, славящих мировую гармонию совершенством своего тела. Живость и непосредственность восприятия сохранялась лишь в графических работах, не требующих времени на подготовку и обдумывание. Прекрасные карандашные наброски 1920–1930-х Д.Топоркова или рисунки сангиной Б.Шолохова 1950–1960-х, включенные в коллекцию, исполнены мастерства, наблюдательности и эротизма.
Особо «опасными» в советскую эпоху считались фотографические изображения обнаженных. Знаменитые ню А.Гринберга прославили автора, но и принесли ему срок за изготовление порнографии. Фотографии Гринберга зритель сможет сравнить с работами малоизвестного фотографа А.Вечерского, более соответствовавшие вердикту советского суда. Их автор дожил до спокойной старости в Днепропетровске только потому, что отпечатки с этих негативов, возможно, не видел и сам.
Выставка «Долой стыд!» – это частный взгляд на жанр ню в советском искусстве через десятилетия, которые приучили нас к тому, что, кроме плохого искусства, художникам стыдиться нечего.