Пробный серебряный рубль 1762 г. с портретом Петра III был продан у Гелоса за 150 тыс. долл.
АКТИВНО НАЧАЛ новый антик-сезон Л.Шишкин. Уже прошел аукцион в «Галерее советского искусства на Большой Дорогомиловской», состоялись первые торги в основном помещении на Неглинной улице. А 16 сентября, как и было обещано заранее, открылась новая аукционная площадка в Санкт-Петербурге. Весной Шишкин открыл там галерею с названием «Львиный мостик», а теперь инициировал еще и аукционные торги. По отзывам самих организаторов, первая попытка оказалась достаточно успешной. Хотя покупали, как и предполагалось, в основном москвичи. Местные, питерские клиенты проявили к инициативе Шишкина большой интерес, но пока больше наблюдали. Питерских покупателей было всего 9 человек, и их приобретения в основном располагались в пределах 300 условных единиц за лот.
ТАКЖЕ 16 СЕНТЯБРЯ в Москве презентовался очередной антикварный проект «Экспо-Парка» под названием «Новые галереи» (НГ). На антресольном этаже Центрального дома художника весной и летом производился своеобразный евроремонт: были выселены все галереи, располагавшиеся вокруг холла ЦДХ на антресолях, поставлен эскалатор, произведено сплошное остекление выгороженной территории НГ. Черные полы, белые стены, витрины от пола до потолка, технологичные светильники внутри отсеков, приглушенное освещение коридоров┘ Очень напоминает парижский «Лувр дез’Антикер», правда, наполнение пока заметно скромнее. Всего задействованы 13 галерей – три «со стороны» (ТД «Москва», «Бельведер» и «Ред Арт»), остальные местные. Чисто антикварной направленности выдержать не удалось: присутствует, например, галерея Аллы Булянской, ориентированная на дорогое современное искусство для творческой элиты. Это объяснимо: несколько галерей арендовали ныне перестроенные территории и перешли в пространство НГ автоматом. Не удастся выдержать и чистоту стиля – уже на открытии, скажем, питерцы заменили строгие легкие светильники «от Экспо-Парка» привезенными из города на Неве бесчисленными тяжеленными люстрами разных вкусовых категорий.
Сами участники вроде бы довольны и, кстати, собираются по-прежнему участвовать в Антикварных салонах. Довольны и руководители «Экспо-Парка». Желающие присоединиться к проекту стоят в очереди. И, как сказал директор «ЭП» В.Бычков, возможности для расширения есть: можно прорубиться вниз, где за гардеробом есть зал со старыми кондиционерами величиной аж в 500 кв. м.
А еще ниже, между прочим, большие подвалы, где были хранилища старого ЦДХ┘
24 СЕНТЯБРЯ Антикварно-аукционный Дом Гелос провел очередные 26-е коллекционные нумизматические торги, которые, похоже, обозначают новые пристрастия в среде коллекционеров. Это большой спрос на медали с повышением цен на них, а также на советскую мелочь 20-х годов.
Итак, по порядку. В основном стринге было представлено 195 лотов и еще 20 – в дополнительном. И если обычно процент ухода с дополнительного минимален, то на этом аукционе он составил 100%. А серебряная настольная медаль (!) «В память бракосочетания наследника цесаревича Александра Александровича. 1866 г.» с зеркальным полем ушла за 11 тыс. долл., при старте в 2000.
Нашли своих покупателей и все 8 лотов монет священной Римской империи, чего также вроде бы на аукционах Гелоса ни разу не было. Цена монет находилась в диапазоне 300–460 долл.
Самой же дорогой монетой стал пробный серебряный рубль 1762 года с портретом Петра III и монограммой в состоянии UNC, который всеми справочниками признается очень редким (имеется экспертное заключение заведующего отделом нумизматики ГИМ Ширякова). Его купили за стартовую цену в 150 тыс. долл.
А вот другой «фаворит» – крайне редкий петровский золотой червонец 1703 г. со стартом в 80 тыс. долл. из коллекции В.Фукса (она была продана на Sotheby's в три этапа в 1996–1997 гг. примерно за $1 млн.) не нашел покупателя. Зато полуполтинник первого русского императора 1701 г. из коллекции графа Толстого (Великому Князю Георгию Михайловичу были известны только 4 такие монеты) был куплен за 48 тыс. долл.
Третьим по цене лотом стали золотые 5 рублей 1802 г. состояния PROOF, которые были отчеканены в количестве 15 экз. При стартовой цене в 45 тыс. долл. за них заплатили 51 тыс. долл.
Как сказано выше, большой популярностью на аукционе пользовались монеты мелких номиналов. При этом стартовые цены перекрывались в разы. Это полушка 1800 г. состояния VF (соответственно 100 и 420 долл.). За серебряные 20 коп. 1825 г. заплатили 350 долл. (200 долл.), а 1858 г. этого же номинала – 360 долл. (200). 25 коп. 1894 г. купили за 240 долл. (100).
Цены на настольные медали на аукционе били все рекорды. За золотую состояния PROOF «В память освящения Храма Христа Спасителя в Москве» заплатили 30 тыс. долл. Новодел также золотой медали «Победителю над пруссаками» (Участникам Кунерсдорфского сражения 1 августа 1759 г.) при старте в 20 тыс. долл. был куплен за 24 тыс. долл.
А вот о том, что на аукционе выставляется скромная медаль из алюминия «IV Электрической выставки в С.-Петербурге. 1892 г.», может быть, стоило оповестить алюминиевые компании не только России, но и всего мира. Дело в том, что во времена, когда она была отчеканена, алюминий стоил дороже золота, и вряд ли хоть немного осталось даже просто изделий из этого металла, выпущенных в конце XIX века. Купили же медаль за 700 долл.
Из 19 лотов советских серебряных монет 20-х годов состояния PROOF нашли своих покупателей 17. Самым дорогим стал 1 рубль 1924 г. За него заплатили 1900 долл. Цена монет номинала 10–20 коп. колебалась от 170 до 260 долл.