«Мечеть» кисти Василия Поленова поднялась до 1,7 млн. руб.
Аукцион сезона, состоявшийся в Гелосе 27 августа и посвященный декоративно-прикладному искусству, как и ожидалось, вызвал интерес среди коллекционеров и дилеров. Это и немудрено: летом, как уже неоднократно приходилось замечать, антикварная жизнь в России почти замирает, и поддерживает ее один только Гелос.
Вот и на этот раз все топ-лоты аукциона ушли с торгов с существенным превышением стартовой стоимости. Показательным можно считать и то, что на 355 лотов основного аукциона и 100 лотов галереи «Гелос-Наследие» было оставлено 368 заочных бидов.
Начался Аукцион сезона со стринга старинных монет. Отдел нумизматики представил на торги 77 лотов, среди которых значительную часть занимали российские серебряные рубли. Фаворитами стали рубли 1727 и 1730 гг. Уход каждой монеты при старте 23 тыс. составил 32 тыс. руб.
Настоящим подарком библиофилам стало прижизненное издание Пушкина «Евгений Онегин: Роман в стихах» (главы с 1 по 8, издававшиеся с 1826 по 1832 гг.). Заметим, что прижизненное издание всех глав «Евгения Онегина» – большая библиографическая редкость. Кроме того, ценность изданию придают цельнокожаный библиофильский переплет с золотым и конгревным тиснением, цветной форзац с блинтовым тиснением, тройной золотой обрез. Торги начались с отметки 100 тысяч и остановились на отметке 2,6 млн. руб.
* * *
После завершения первой сессии аукцион переместился в галерею «Гелос-Наследие». Кстати, эта часть торгов сопровождалась отдельным цветным каталогом. Вниманию коллекционеров были представлены 100 лотов советской и современной живописи, в том числе 15 лотов с выставки «Еврографик Москва-2004», которая должна была состояться еще в марте в Большом Манеже. Из-за пожара та выставка так и не состоялась, а часть средств от продажи картин с выставки будут переданы семьям пожарных, погибших во время тушения Манежа.
«Современная» часть Аукциона сезона состояла из 100 лотов живописи начала века, советского и современного периодов. Самая высокая цена в этой части была уплачена за полотно С.Фотинского «Большие бульвары». Торги за этот лот достигли отметки 475 тыс. рублей. К числу топ-лотов также можно отнести следующие холсты.
И.Владимиров «Парад на флоте. Императорская яхта «Штандарт» (1902) – 455 тыс. руб. Его же «На улице Петрограда» (1918) – 440 тысяч. «Встреча на морском берегу» (приписывается мастерской Айвазовского) – 260 тыс. руб. Г.Башинджагян «Пейзаж» (1891) – 105 тыс. руб. И.Блохин. «Натюрморт с сиренью» (1932) – 87 тыс. Ю.Клевер-сын «Натюрморт с битой дичью» (1911) – 58 тыс. В.Яковлев «Автопортрет» (1920) – 58 тыс.
Устроители аукциона так оценивают первый опыт проведения специализированных торгов по советской живописи. «Это был эксперимент, и в общем он удался. При формировании коллекции первого аукциона мы не делали основной акцент на искусствоведческую известность – известную школу, музейный уровень представленных лотов. Мы умышленно выставили качественные работы, способные стать идеальными подарками, сувенирами из России, которые стремятся приобрести большинство посетивших Москву иностранцев, работающих здесь дипломатов или коммерсантов. Этот аукцион позволил нам накопить новый опыт и поможет выстроить стабильную систему подобных торгов в будущем. Мы планируем регулярно проводить аукционы живописи XX века в составе аукционов месяца в «Гелосе», а большие торги с предварительным изданием каталога – в рамках аукционов сезона».
Слова галеристов подкрепляет достаточно высокий процент ухода в этом стринге – более 85%.
* * *
После «Советского аукциона» торги возобновились в центральном зале со стрингов декоративно-прикладного искусства. Одним из топ-лотов здесь была фарфоровая скульптурная композиция «Зима» из аллегорической серии «Времена года». Предмет изготовлен на ИФЗ ведущим модельмейстером А.Шписом в 1860-е гг. Уход составил 150 тыс. руб. Другой топ-лот ушел с заметным превышением эстимейта. Это стакан «Карточный домик» из кобальтового стекла, с росписью золотом и серебром и печатью. Стакан был изготовлен на ИСЗ в 1840-х гг. Уход – 26 тыс. рублей.
Стринг русской и западноевропейской живописи взял старт с топ-лотов всего аукциона. Это были работы замечательного русского живописца Василия Поленова «Мечеть» (1881/82) и «В молельной» (1876), оба с экспертизами ГТГ. Стоимость «Мечети» поднялась с 1,1 млн. руб. до 1,7 млн. Уход второго полотна составил 900 тыс. руб. при стартовых 650 тыс. Кроме того, эксперты Гелоса отметили лот № 173. Это холст «Летний пейзаж» кисти Исаака Левитана. При старте 235 тыс. руб. торг закончился на отметке 380 тысяч.
Заканчивались торги стрингами ювелирных изделий, оружия и русских икон (уход близок к 100%), мебели, часов и механизмов, а также серебра.
Следующий Аукцион сезона в Гелосе состоится 26 ноября и будет посвящен живописи и нумизматике. Предшествовать ему будут сентябрьский аукцион месяца с названием «Серебряный» и октябрьский – «Охотничий», приуроченный к открытию охотничьего сезона.