Пейзаж Федора Васильева «К вечеру» будет выставлен в Гелосе на аукционе сезона с предварительной оценкой в 100 тыс. долл.
Конец августа – время возвращения из летних вояжей коллекционеров и дилеров. Время ожидания нового антикварного сезона. Начинаются телефонные перезвоны на тему: есть ли что-то новенькое, нет ли каких просьб или предложений. Антик-рынок потихоньку вкатывается в привычный рабочий ритм.
Застрельщиком, как всегда, оказывается аукционный дом Гелос. В последние дни последнего летнего месяца он проводит сразу двое торгов в один день – 27 августа.
Первым будет так называемый «аукцион сезона», основной темой которого заявлено декоративно-прикладное искусство. Здесь, как известно, выставляются предметы, качество которых определяется как «коллекционный» или «музейный» уровень. В рамках этого аукциона в 14.00 стартуют торги в стрингах нумизматики, букинистики и филателии. После перерыва действие перенесется из центрального зала в соседний дом № 4, где расположена галерея «Гелос-наследие». Там после фуршета пройдут торги по этой коллекции «Искусство XX века». Затем аукцион вновь вернется в основное здание, где пройдут завершающие стринги.
На торгах сезона кроме предметов декоративно-прикладного искусства будут выставлены традиционные для Гелоса старинная и современная живопись, предметы ювелирного искусства, редкие книги и фотографии, монеты и памятные знаки, предметы мебели и интерьера.
По традиции, в первой сессии торгов будут представлены стринги нумизматики, букинистики и филателии. Вторая сессия будет состоять из следующих стрингов: предметы быта и интерьера; фарфора, стекла, фаянса; русской и западно-европейской живописи, современного искусства, антикварного оружия, русской иконы, предметов до экспертизы, мебели.
В разделе фарфора, стекла и фаянса представлены предметы российского Императорского фарфорового завода, завода Сафронова, фабрики Гарднера, Мейсенской фарфоровой мануфактуры и других европейских заводов. Выделяется здесь виртуозно исполненная скульптурная группа «Зима», состоящая из 4 фигур путти. Автором этой фарфоровой группы является Август Шпис. Скульптура была изготовлена на Императорском фарфоровом заводе в 60-е гг. XIX века.
Среди живописных топ-лотов можно выделить четыре лота. Это в первую очередь две работы Василия Поленова – «Мечеть» (1881/82; 28х34) и «В молельной» (1876; 22х27). Далее следует фарфоровый пласт с изображением двух дам в интерьере у окна с маркой «Н I», подписью «Н.Семеновъ» и датой «1843». Размер пласта без рамы: 33,5х25,5см. Композиция пласта повторяет картину художника Алимми, о чем свидетельствует надпись на оборотной стороне. Роспись на фарфоре исполнена потомственным мастером Императорского фарфорового завода Николаем Тимофеевичем Семеновым. Художник был награжден за службу на заводе серебряными и золотыми медалями. И, конечно, полотно редчайшего на рынке художника Федора Васильева – пейзаж «К вечеру» (1868; 27х42; справа внизу подпись: Васильевъ 1868; экспертиза ГТГ). Стоит отметить, что совсем недавно, на аукционе сезона 28 мая нынешнего года, работа Васильева продавалась в Гелосе. Это был овальный пейзаж «На берегу моря» (1866; 36х48). То полотно вызвало оживленные торги, остановившиеся на отметке 7 млн. руб. (около 230 тыс. долл.) при старте 4,35 млн. Теперь старт на нового Васильева расположится около суммы в 100 тыс. долл. А на работы Поленова старты составят сумму около 40 тыс. долл. за каждую.
Общепризнанным фактом стала в последние год-два вспышка интереса к советскому периоду. Стоит только взглянуть на антикварные салоны – чуть ли не треть всех экспонентов оперируют искусством второй трети прошлого века. Успешно проводятся и аукционы с этой тематикой. Вот и «Гелос», чтобы не отстать, не так давно открыл у себя новый отдел «Галерея «Гелос-наследие», ориентированный именно на этот период в искусстве, и теперь проводит первый специализированный аукцион. Кстати, торги сопровождаются цветным каталогом, что для Гелоса в последнее время является скорее исключением.
Основную часть ста лотов коллекции составят произведения так называемого советского импрессионизма. Это романтическое направление на аукционе будут представлять пейзажи, портреты и натюрморты советских художников середины века, в том числе заслуженных художников РСФСР Б.Пырикова, А.Соловьева, Н.Крапивина, Н.Яблокова, В.Орлова.
Самая большая коллекция картин, выставляемых на аукцион, принадлежит кисти Николая Крапивина. Этот художник выставлялся начиная с 1952 г., много путешествовал. Ему принадлежат известные циклы картин: «Подмосковье», «По Белоруссии», «Владивосток», «Север. Красноярский край», «Индонезия». Всего на аукцион будет выставлено 9 картин Крапивина.
Меньшая по объему, но очень важная часть этого аукциона – это произведения прославленных мастеров первой половины XX столетия А.Лактионова, С.Герасимова, Р.Фалька, Ю.Клевера-младшего, И.Владимирова, И.Блохина.
Один из топ-лотов аукциона принадлежит кисти Сергея Фотинского (Абрам Айзеншер). Фотинский получил художественное образование в России, потом эмигрировал в Западную Европу. Выставлялся в салоне Независимых, в Осеннем парижском салоне. На аукционе 28 августа будет представлена его работа «Большие бульвары» (бум./гуашь; 150х110). Эстимейт лота составил 20–30 тыс. долл.
Другим топ-лотом, несомненно, станет работа Клевера-сына, известного салонного живописца. В отличие от отца Клевер-младший достиг больших успехов в жанре натюрморта. «Натюрморт с битой дичью» написан маслом на холсте в 1911 г. Размер картины 50х66 см. Эстимейт– 6–8 тыс. долл.
На торги будет выставлена также работа одного из основателей общества «Бубновый валет» Роберта Фалька. Фальк знаменит своими московскими пейзажами и портретами. Эстимейт «Женского портрета», написанного в 1947 г. (бум./граф. карандаш/акварель), составляет 12–15 тыс. долл.
Академик Сергей Герасимов будет представлен этюдом «Улица» (кар./м; 26х35). Ожидается, что на торгах лот поднимется в цене от 3 до 3,5 тыс. долл.
Средства от продажи пятнадцати картин аукциона (лоты с 85 по 100) будут переданы семьям пожарных, погибших во время тушения Манежа. Эти картины должны были экспонироваться в Манеже на выставке «Еврографика Москва-2004», в рамках международного проекта «Мост интеграции европейской культуры». Выставка планировалась к открытию в марте 2004 года, но в связи с пожаром не состоялась.