Золотой сервиз Тиффани продан на весеннем аукционе в Гелосе за 4,6 млн. руб.
Дом Гелос провел 28 мая аукцион сезона «Живопись и нумизматика». Название условно, так как на сезонных торгах Гелоса выставляются разные стринги. Просто предполагается, что в мае картины и монеты были лучшими частями аукциона. Похоже, что так оно и было, именно в этих стрингах достигнуто несколько интересных результатов. А общий итог торгов составил 2 млн. 600 тыс. долл.
Всего в составе коллекционного нумизматического аукциона № 25 представлено более 250 лотов. Из них наиболее высокой стоимости достигли платиновые 12 рублей 1835 г., отчеканенные тиражом 127 шт. в Санкт-Петербурге (состояние XF-UNC в капсуле NGC AU 55). Этот лот купили по стартовой цене за 18 тыс. долл. Следующим по уровню цены стали редкие пробные золотые 5 рублей 1886 г. с гладким гуртом состояния UNC – 17 тысяч.
Зато две самые дорогие монеты по старту покупателей не нашли. Оценка обеих составила 50 тыс. долл. Это были золотые 10 рублей 1757 г. и «Семейный рубль» 1836-го с зеркальным полем. Зато баварский талер Людвига I 1828 г. чеканки, рисунок которого и послужил основой для «Семейного рубля», был продан за 600 долл. Если же говорить о магнетической цене в 1000 долл., то около 40 лотов ее превысили.
Что еще можно сказать об итогах продаж столь обширного предложения монет и медалей? Много не нашло покупателей. И, что на первый взгляд странно, это касается медных монет изумительной сохранности. А ведь спрос на «медь» растет. Зато серебро мелких номиналов (от 5 до 25 копеек) шло «на ура» и почти все время с превышением стартовой цены. Например, для 5 копеек 1891 г. эти величины составили соответственно 200 и 280 долл. Такой же номинал 1899 г. был продан за 380 долл. (200), а 1914 г. – за 340 долл. (200).
Большое превышение стартовых цен наблюдалось и по пятнадцатикопеечным монетам (пятиалтынный). Для отчеканенных в 1897 г. это соотношение составили 440 и 300 долл., в 1905 г. – 360 и 200 долл.
Покупателей на «советы» было не много. Из 6 лотов ушли только 2. Это 50 копеек 1921 г. в капсуле NGC, которые купили за 1300 долл. (900) и 10 копеек 1927 г. – по старту за 200 долл.
* * *
Живописные торги по русским и западноевропейским старинным полотнам открыли вторую сессию аукциона и прошли с большим успехом. Топ-лотом аукциона по праву считалась картина Федора Васильева, редчайшего для рынка живописца. Овал «На берегу моря» (х/м, 36х44) в роскошной раме, с подписью и датой: «Васильевъ 1866», стартовав с 4 млн. 350 тыс. руб., перешла к новому владельцу, заплатившему за нее 7 млн. руб.
На этом фоне меркнут прочие результаты продаж живописной части весенней коллекции Гелоса, хотя и здесь есть примечательные результаты. Так, небольшой (18х9,5) холст В.Поленова «На Оке» 1897 года был продан за 340 тыс. руб., втрое выше старта. За 1 млн. 700 тыс. руб. (почти 60 тыс. долл.) ушли написанные маслом на дереве «Корабли» К.Горбатова (33х41; 1916). Более чем в три раза перекрыла начальную стоимость «Церковь в Парголове» И.Шишкина (х/м; 29х44; 1888) и в результате была продана за 2,8 млн. руб. (около 96 тыс. долл.). Стартовая стоимость картона К.Коровина «Ночной Париж» (41х33; 1920–1930-е) составила 522 тысячи, однако была перекрыта заочным бидом в 1,6 млн. и остановилась на отметке 2,2 млн. руб. (около 75 тыс. долл.). Работа Р.Фалька 1920-х гг. «Русские просторы» (х/м; 55х110) дошла до 1,3 млн. (45 тыс. долл.).
* * *
Другой ударной частью аукциона сезона должна была стать широко разрекламированная продажа коллекции серебряных предметов из императорского подарочного фонда. Здесь было более двух десятков вещей, представляющих предметы обихода и светской жизни, преподносившиеся от царского имени «за службу» отличившимся подданным. Примечательной стороной торгов явилось то, что вещи не продавались в ту же секунду, когда аукционатор стучал молотком. Их можно было увидеть, предложить за них свою цену, после чего они убывали на место «постоянной дислокации» за границу, откуда их через некоторое время привезут новым хозяевам сотрудники Гелоса.
В коллекции императорского подарочного серебра особое место занимали ковши. На большой серебряный позолоченный ковш, изготовленный в Серебряной палате Кремля в 1687–1688 гг., предлагавшийся по стартовой стоимости за 1 млн. 50 тыс. руб., еще до начала торгов был оставлен заочный бид в 1,3 млн. руб. А завершились торги на отметке в 1,6 млн. руб. Два других ковша – XVIII в. и меньшие по размеру – были востребованы за 1,5 млн. и 500 тыс. руб., что также стало существенным превышением стартовых показателей. Серебряное позолоченное блюдо, сделанное в 1778 г. московским серебряником Алексеем Косыревым, декорированное рельефной композицией с изображением сцены из античной мифологии – Геракл, выводящий из подземного царства Цербера, – прошло на уровне 1 млн. 100 тыс. руб. при стартовых 750 тыс. Другие царские подарки, хотя и продавались по ценам ниже миллиона рублей, также выглядят достойно. Кувшин (Москва, 1760-е) – 900 тыс. руб., кубок с крышкой (Москва, середина XVIII в.) – та же сумма, братина-чаша (Россия, начало XVII в.) – 480 тыс., кубок с крышкой, увенчанный двуглавым орлом со скипетром и державой (приписывается мастеру В.Никитину, работавшему с 1737 по 1767 г. в Москве), – та же сумма, чайник, декорированный двуглавым орлом (Москва, предположительно 1754), – 270 тыс. руб. Завершилась эта часть торгов сражением за чайно-кофейный сервиз на 6 персон из 23-х предметов фирмы «TIFFANY&C», выполненный из 18-каратного золота (аналог 750 пробы). При старте в 2 млн. руб. сервиз ушел за 4 млн. 600 тыс. руб.
* * *
Теме императорского дома созвучен и раритет, проданный 28 мая в Гелосе, – полный комплект «Материалов по русской иконографии» известного судебного деятеля, историка искусства и коллекционера Дмитрия Ровинского (СПб, 1884–1891 гг., тираж 125 экз.). 480 иллюстраций – гравюр и фотогравюр – отображают попытку зафиксировать художественное и историческое наследие в максимальном объеме. Содержание 12 переплетенных в 4 тома выпусков составляют портреты российских царственных особ и политических деятелей, видовые листы, бытовые сцены и другие материалы. Происходит это редчайшее издание из известной библиотеки Н.Пешковой – родственницы Горького. Стартовая цена назначена в 1 млн. 400 тыс. руб. Цена, по которой ушел лот, – 5,5 млн. руб.
Другое издание Ровинского – «Подробный словарь русских гравированных портретов» в 4-х томах, выставленный на аукционе за стартовые 20 тыс. руб., в итоге был продан за 340 тысяч. Издание иллюстраций к «Душеньке» Богдановича графа Федора Толстого ушло с молотка за 440 тыс. руб. вместо ожидаемых 70–90 тыс. Полный комплект журнала «Старые годы» 1907–1916 гг. со стартовой ценой 40 тыс. достиг 480 тыс. руб.
Вслед за основными тематическими подборками аукциона вниманию покупателей были предложены предметы старинного быта, часы, изделия декоративно-прикладного искусства из серебра, фарфора, стекла и бронзы. Присутствовали и традиционные стринги филателии и раритетного оружия с целым рядом интересных продаж. Так, неожиданно высоко поднялась цена на парные серебряные напольные канделябры на семь свечей, украшенные рокайльным декором, маскаронами и цветочными гирляндами высотой 190 см. После бурных торгов с 230 тыс. руб. стоимость этого лота возросла до 2 600 000.