Единственная в своем роде деревянная скульптура Николая Бенуа оценивается на аукционе Друо в 24–26 тысяч евро.
Через неделю, 18 июня, в Париже, в «Отеле Друо», комиссар-призер Тажан проводит так называемые русские торги. Вернее, если быть точным, торги называются «Серебро – Русское серебро». Дело в том, что проводит их отдел серебра Тажана, которым руководит Татьяна Барышева. Она и была инициатором проведения подобных специализированных аукционов. Два уже состоялись в прошлом году. В следующую пятницу будет третий.
В телефонном разговоре Барышева сказала мне, что ни в коем случае не пытается составить конкуренцию лондонским русским продажам, да это сейчас и невозможно. Но пласт русского искусства во Франции огромен, поэтому естественно пытаться аукционировать его на месте, в Париже, а не везти через пролив. Специализацией для себя Тажан выбрал русское серебро небольших и средних мастерских и артелей, соответственно располагающееся в невысоком и среднем ценовом диапазоне. Тот же принцип демонстрируется и в предложениях живописи и графики. Понятно, что упор в живописно-графических стрингах делается на художников, работавших во Франции, а таких – множество.
Аукцион 18 июня начнется в 14.15 в зале № 4. В каталоге 191 лот. Преимущественно это, как уже говорилось, изделия из серебра: сервизы, портсигары и табакерки, часы, медали, памятные монеты, ордена, жетоны. Здесь интересен редко встречающийся в России пласт орденов и медалей Белого движения. В целом нумизматических лотов, наверное, более трети. Непривычно много лаковой миниатюры – редкого гостя как лондонских, так и внутрироссийских торгов (около десятка вещей). Цены в основном не превышают тысячи евро. Назову наиболее интересные в ценовом смысле декоративно-прикладные лоты.
Серебряный чернильный прибор с военной символикой (26х24; вес 1608 г; Москва; 1873) оценивается предварительно в 3–4 тыс. евро. Лаковая шкатулка «Две тройки» (7,3х23,5; фабрика Вишнякова, после 1886) – 800–1000 евро. Ковш из хрусталя в серебре с фигурой богатыря на ручке (высота 36 см, вес серебра 1256 г; Москва; 14-я артель; после 1908) – 3–4 тыс. евро. «Военный» браслет из золота, серебра и эмалей, составленный из шевронов и эполетов различных императорских полков (длина 18,5 см; вес 20 г) – 7–9 тыс. Фарфоровый кофейный сервиз «Тет-а-тет» с цветочной росписью эмалевыми красками (ИФЗ; эпоха Александра II) – 4–5 тыс. Бисквитная фигурка «Крестьянин, разбивающий лед» (высота 28 см; Гарднер; 1870–1890) – 800–1000 евро. Орден Св. Станислава 2-й степени из золота с эмалями – 1,3–1,7 тыс. Ведерко для шампанского (высота 27 см; вес 1222 г; мастерская Михаила Исакова, СПб., 1895) – 1,5–2 тыс. евро.
Топом в этой части коллекции следует назвать овальную сухарницу в стиле «тромп-ль-ой» (высота 26,5 см; вес 1198 г) с клеймами фабрики Хлебникова 1894 г. и мастера Льва Олекса. Ее оценка составила 10–12 тыс. евро.
С 87-го лота коллекции начинается стринг, состоящий из 20 лотов с живописью и графикой. Для российского покупателя эта часть аукциона наиболее привлекательна. Поэтому приведу лоты, представляющие интерес в виде сводной таблицы.(См. таблицу.)
═
* * *
═
И напоследок самый оригинальный и интересный предмет в собрании аукциона «Серебро – Русское серебро», который пройдет в Париже 18 июня. Лот № 150 представляет деревянную раскрашенную скульптуру «Четыре русских офицера за партией в вист» (длина основания 21,5 см; высота 16,5 см). Автором этой скульптуры является академик архитектуры Николай Бенуа, отец известных художников Александра и Альберта Бенуа. Архитектор Императорского двора, создатель многих зданий и интерьеров в Петербурге и его окрестностях, делал также декоративные панно и акварели. Однако подобное деревянное скульптурное изделие известно лишь в единственном экземпляре. По мнению французских экспертов, Н.Бенуа выполнил ее для своей семьи и друзей. Оценка лота 24–26 тыс. евро.
Редакция выражает благодарность компании «Аэрофлот – Российские авиалинии» за помощь в подготовке материала.
Автор | Название | Техника, размеры и дата | Оценка (в тыс. евро) |
Ю.Анненков | Soiree macabre | бум/кит. чернила; 20х26 | 2–3 |
Ю.Бонча-Томашевский | Обнаженная девушка под зонтиком | х/м; 85х135; нач. XX | 25–35 |
Ф.Малявин | Элегантная | бум/черн. карандаш; 32х20 | 1–1,5 |
Русская школа | Портрет царицы Софьи | х/м; 34х30; XVIII | 6–8 |
Н.Исаев | Спящая кошка | х/м; 41х48; 1943 | 3–4 |
И.Прянишников | Девушка шьет | х/м; 48х36 | 6–7 |
С.Соломко | Кавказские всадники | х/м; 55х45 | 8–9 |
Русская школа | Портрет князя Потемкина в профиль в овале | х/м; 69х54; ок. 1780 | 6–7 |
Ал-др Бенуа | Иллюстрация к ⌠Страданиям молодого Вертера■ | бум/тушь/перо; 36х25 | 2,5–3 |
С.Кишиневский | Этюд ⌠Три головы■ | х/м; 32х51 | 3–4 |
А.Соколов | Овальная миниатюра ⌠Сидящая женщина в капоре■ | бум/акварель; 46х32 | 4,5–5,5 |
Ю.Клевер-мл. | Палитра ⌠Берег реки при луне■ | фанера/м; 46х32 | 5–6 |