Четвертый Антикварный салон в Петербурге был необычным. В семью высоких антикварных "штилей" – классицизма, ампира, историзма и модерна принимали "сталинский". Это был последний в русском искусстве цельный художественный стиль 1950-х годов. Ирина и Василий Бычковы – устроители этого пышного приема и руководители компании "Экспо-Парк" сами являются страстными поклонниками этого стиля. Ирина Бычкова призналась: "Мы недавно купили дом 1950-х годов. И ничего-ничего в нем не стали трогать – не меняли даже двери и ручки. Там все отлично сохранилось. Аромат и вкус того времени в каждой детали".
В роскошной гостинице "Астория" прошло заседание приемной комиссии. В нее вошли питерские музейщики, художники и московские галеристы, работающие с этим направлением. Заседание официально называлось дискуссией на тему "50-е годы XX века – закат эпохи большого стиля". Анатолий Белкин – известный художник и главный редактор замечательного питерского журнала "Собака.ru" поделился собственными художественными впечатлениями, отметив, что в ту эпоху даже промышленные вещи и предметы были отмечены высоким дизайном. Дамы, присутствовавшие на заседании, говорили, конечно, о моде. Самые точные суждения о моде тех лет, безусловно, высказали очаровательные девушки из журнала "Elle". Новый гламур, оказывается, присутствовал в платьях с плечиками, юбках в складочку и мужских пиджаках, которые тогда носили дамы. Этот очаровательный гламур увидели гости салона и антиквары на дефиле "50-е годы. Вкус, цвет и запах эпохи", которое прошло под мраморными колоннами великолепного дворца императора Александра III (Этнографический музей) – у входа на Четвертый Антикварный салон.
Веселая, будоражащая музыка, софиты, красавицы в изумрудных платьях, розовых шляпках, в пышных юбках с крошечными сумочками в руках развеселили грустных антикваров. Они узнали, что сейчас в Москве входит в моду стиль винтаж, то есть одежда и аксессуары 1950-х годов. Ею занимается новая московская галерея, созданная тремя дамами-энтузиастками. Они привозят этот своеобразный антиквариат из Нью-Йорка. Приглашенным дамам винтаж пришелся по вкусу. И они вместе с состоятельными спутниками двинулись знакомиться с антикварами. Эта публика явно отличалась от постоянных московских антик-визитеров. Она была значительно моложе, спортивнее и раскрепощеннее, и главное, как я потом узнала – "это экономически активная высокодоходная часть населения Петербурга и Ленинградской области, – петербуржцы с высоким уровнем образования и современными взглядами на жизнь". Они – потенциальные покупатели антиквариата, следующее поколение собирателей старого искусства.
Сталинский стиль был представлен и в некоммерческом проекте "Советские открытки 1950-х годов". Эта экспозиция создана фондом Детского музея открытки, созданного в одной из школ Гатчины. Единственному в своем роде музею уже год. Коллектив этих энтузиастов состоит из трех взрослых и 12 детей. Собрано уже около 120 000 открыток советского времени. Их дарят – приносят и присылают по почте. Разглядывать открытки невероятно интересно. Дети смотрят на них, как на некий исторический космос, а пожилые граждане с умилением вспоминают свое детство. Стремление окунуться в милые, безоблачные годы и движет собирателями раритетов 50-х годов.
Современные покупатели преимущественно приобретают антиквариат для "консервации" денег. Этот процесс следует вслед за приобретением недвижимости. Как отметил Евгений Малышев – председатель Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга: "В нашем городе уже есть свой пласт новых покупателей антиквариата. У нас есть, что им предложить".
Настоящих ценителей, знатоков старого искусства – коллекционеров прошлого становится все меньше – сетовали старые питерские антиквары. Именно знатокам адресуют они свои труды и усилия. Петербургский салон получился очень стильным. Гармонично соединились место и его наполнение. Салон отличался чистотой жанра. Мебель, светильники, предметы декора, живопись и графика, фарфор и стекло, ювелирные изделия были представлены в лучших образцах – действительно музейного и коллекционного уровня. Предметы старого быта остались на своих местах – в небольших магазинчиках и лавочках, которых в Питере множество.
Европейский уровень проходившего салона был достигнут благодаря высочайшему профессионализму петербургских антикваров. Уровень знаточества у них гораздо выше, нежели у москвичей. И варягов в этой среде значительно меньше, чем среди московской антикварной публики. О каждой вещи можно услышать подробный рассказ, подчас весьма захватывающую историю. В обычной запущенной питерской квартире эксперты "Русской старины" нашли грязную, замыленную временем бронзовую женскую фигурку. Оказалось – это работа Камиллы Клодель. Она была возлюбленной и ученицей великого Родена. Ее выставка недавно проходила в Третьяковской галерее. Атрибутированное и отреставрированное произведение Клодель "У камина" выставлялось за 50 000 долларов.
На салоне можно было приобрести почти те же произведения, что стали хитами недавних Русских торгов Сотбис в Нью-Йорке и которые были проданы за очень большие деньги. Даже лидер этих торгов Владимир Баранов-Россине предлагался на стенде магазина "Грибоедовский". Его "Пейзаж с колокольней" стоил значительно дешевле того миллиона с хвостиком, который был уплачен за барановский "Натюрморт со стулом" в Нью-Йорке. И очень редкий на нашем рынке Алексей Харламов с традиционным для него сюжетом " Спящая девушка" предлагался за сумму значительно меньшую, чем 400 000 долларов за его же "Сестер" в Нью-Йорке.
Санкт–Петербург–Москва