Вот и пришло время очередных русских торгов Сотбис в Лондоне. После прошлогодних сверхрезультатов, сразу поднявших русское искусство до уровня лидеров мировых антик-продаж, они ожидаются с нетерпением и вниманием. Будут ли новые миллионные результаты, появятся ли новые художники-«миллионеры»? Пока в этом своеобразном «русском клубе», который условно открылся в ноябре прошлого года в Англии, к полуторамиллионному Кустодиеву и миллионному Нестерову после апрельских американских торгов добавились Айвазовский с результатом 1 миллион 100 тысяч и (неожиданно) Баранов-Россине с миллионом двести. А уж около цен в полмиллиона долларов насчитывается с десяток русских авторов разного времени. В Нью-Йорке это были В.Верещагин, Ларионов и Харламов, а в Хельсинки только что к ним прибавился и П.Верещагин с суммой, превышающей 600 тыс. долл.
Но вернемся в Лондон. 26 мая. Головной офис Сотбис на Нью-Бонд-стрит. 323 лота русской живописи и графики. И еще 167 лотов – иконы, прикладное искусство (фарфоровые вазы и статуэтки, серебро с «Фаберже»). На этот раз директор русского департамента Джоанна Викери решила не растягивать торги на два дня, как было последние годы, а объединить их в один день и в две сессии, утреннюю, с 10 утра, и дневную.
Эстимейтов, заслуживающих внимания, здесь очень много. Я объединил наиболее, с моей точки зрения, интересные предложения в сводную таблицу. Прошу заметить, что размеры и технику произведений, которые вообще-то очень важны для понимания ценообразования, в целях экономии места я не буду указывать (см. таблицы).
Во второй, «иконно-прикладной» части русских торгов обращают на себя внимание фарфоровые лоты. Это в первую очередь тарелки и сервизы ИФЗ, в том числе презентационная ваза (эстимейт 140–180 тыс. долл.), а также гарднеровские фигурки. На этот раз в аукционе участвует большая подборка скульптур из серии «Народы России» (Гарднер, конец XIX в.). Их около 20, и оцениваются они от 2,5–3,5 тыс. («Башкир», «Гиляк», «Осетин») и 2–3 тысяч за «Литовца» и «Лапландца» до 4,5–6,5 тыс. долл. за парные фигурки калмыков и казанских татар.
Можно также отметить два «малахитовых» лота – редкость на антик-рынке. Лоты 473 и 474 представляют собой малахитовую вазу 1810-х гг. с оценкой 100–150 тысяч и большое блюдо из того же материала, датируемое 1840-ми гг. и оцененное еще выше: 140–180 тыс. долл.
Старое искусство
Номер лота | Автор, название | Эстимейт (тыс. долл.) |
14 | Эрнст-Готтлиб Боссе, ⌠Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, урожденной принцессы Луизы Баден-Дурлах, супруги императора Александра I■ | 120–180 |
37 | Боголюбов, ⌠Берег Нормандии, Veules■ | 60–80 |
13 | Доу, ⌠Портрет Александра I■ | 120–180 |
45 | В.Маковский, ⌠Грибники в Финляндии■ | 60–80 |
46 | К.Маковский, ⌠Красавица перед баней■ | 80–100 |
47 | Шишкин, ⌠Пейзаж с ручьем■ | 550–700 |
64 | Айвазовский, ⌠Черное море■ | 100–150 |
65 | Айвазовский, ⌠Выживший■ | 80–120 |
66 | Айвазовский, ⌠Вид Ялты■ | 250–350 |
67 | Айвазовский, ⌠Горящий турецкий флот в Канарисе в 1822 году■ | 150–200 |
110 | Нестеров, ⌠На земле покой■ | 500–700 |
112 | Судейкин, ⌠В саду■ | 150–200 |
113 | Малявин, ⌠Крестьяне в поле■ | 50–70 |
134 | А.Яковлев, ⌠Натюрморт с музыкальными инструментами■ | 60–80 |
136 | А.Яковлев, ⌠Вид Пальмиры■ | 80–120 |
147 | К.Коровин, ⌠Парижская уличная сцена■ | 60–80 |
153 | Жан Пуни, ⌠Вид через окно на порт Сен-Тропез■ | 50–70 |
207 | Судейкин, ⌠Домик в Коломне, эскиз декорации к опере Стравинского ⌠Мавра■ | 50–70 |
237 | Тархов, ⌠Весна в долине Шеврез■ | 50–60 |
239 | Баранов-Россине, ⌠Мастерская художника■ | 45–60 |
244 | Баранов-Россине, ⌠Купальщики■ | 60–80 |
245 | Кончаловский, ⌠Фиолетовые цветы■ | 80–120 |
246 | Пуни, ⌠Натюрморт со шляпой и часами■ | 100–140 |
247 | Пуни, ⌠Натюрморт с кувшином и шахматной доской■ | 150–200 |
248 | Ларионов, ⌠Через сети. Купальщики■ | 200–300 |
249 | Богомазов, ⌠Цветы■ | 80–100 |
251 | А.Яковлев, ⌠Пьеро■ | 120–180 |
275 | Д.Бурлюк, ⌠Женщина с лошадью■ | 60–800 |
276 | Д.Бурлюк, ⌠Цветы у моря■ | 50–70 |
282 | Анисфельд, ⌠Даная в зеленом■ | 65–85 |
301 | Тышлер, ⌠Фабричный пейзаж■ | 60–80 |
303 | Дейнека, ⌠Ода весне■ | 60–80 |
Современное русское и советское искусство
Номер лота | Автор, название | Эстимейт (тыс. долл.) |
308 | А.Ткачев, ⌠Дети. Три этюда■ | 3–5 |
309 | К.Титов, ⌠Красавицы Астрахани■ | 8–12 |
310 | А. и С.Ткачевы, ⌠В годы коллективизации■ | 10–15 |
311 | В.Бродский и Б.Пинхасов, ⌠Маршал Жуков принимает Парад Победы■ | 30–40 |
312 | О.Рабин, ⌠Крест■ | 8–12 |
313 | В.Немухин, ⌠Цирк■ | 3–5 |
314 | А.Зверев, ⌠Лилии■ | 3–5 |
315 | А.Зверев, ⌠Сосны. Николина гора■ | 12–18 |
316 | Д.Краснопевцев, ⌠Кувшин и миски■ | 15–20 |
317 | В.Яковлев, ⌠Портрет мальчика■ | 12–18 |
318 | В.Немухин, ⌠Композиция с игральными картами■ | 10–15 |
319 | В.Вейсберг, ⌠Спящая обнаженная■ | 3–5 |
320 | И.Кабаков, ⌠Абстрактная композиция с фигурами■ | 4–6 |
321 | Л.Пурыгин, ⌠Эротическая композиция из серии ⌠Теория относительности■ | 6–8 |
323 | З.Церетели, ⌠Святой Георгий, убивающий ядерного дракона■ | 15–20 |