Цена работы Петра Верещагина «Вид Кремля» (54х90) выросла десятикратно и достигла 580 тысяч евро (около 630 тысяч долларов).
Руководитель русского отдела Буковскис-Хорхаммер Мария Экман так прокомментировала русскую часть торгов «Международного весеннего аукциона», который состоялся в Хельсинки 8–9 мая.
«Мы решили попытаться собрать для нашего аукциона как можно больше русских вещей. Было очень много работы и поездок по Скандинавии. Мы контактировали с некоторыми шведскими семьями, имевшими бизнес и прочие связи с Россией начиная с рубежа 1800–1900 годов. Поэтому так много предметов попало в Хельсинки из Швеции. Например, в семье, выставившей Верещагина и Юона, предки работали еще для компании «Эрикссон» в Москве, когда там прокладывали первые телефонные линии.
На этом аукционе у нас было около 200 предметов, связанных с Россией. В результате конечные цены превысили эстимейты на 330%. Большинство наших покупателей приехали в Хельсинки из России. Некоторые русские со всего мира участвовали в аукционе по телефону или путем заочных письменных бидов».
Результаты финских торгов вполне укладываются в рамки сегодняшних мировых тенденций русских продаж: цены растут очень сильно и зачастую непредсказуемо. Однако на Буковскис такие русские подъемы, какие случались в начале мая 2004 года, до сих пор не случались. Интересно, что будет дальше. Сумеет ли Мария Экман с коллегами собрать столь же крупную русскую коллекцию в ноябре, когда предстоит следующий «Международный аукцион»? Будут ли расти эстимейты? Сама руководитель русского отдела говорит, что «не будет оценивать картины в будущем выше только потому, что они русские┘».
Итак, результаты. В скобках я буду называть эстимейты, потому что почти во всех случаях кратность была очень велика. Федор Чуриков, «Охота на лис» (65х103) – продана за 14 тыс. евро (2,8–3,2 тыс.). Владимир Муравьев, «В лесу» (100х63) – 54 тыс. евро (10–15 тыс.). По мнению заметных операторов российского рынка, с которыми пришлось обмениваться мнениями, такой цены Муравьев на внутреннем рынке еще не достигал.
Александр Беггров, «Гости» (картон; 16х24) – 26 тыс. евро (4,5–5 тыс.). Николай Дубовской, «Стога» (картон; 28х37) – 18 тыс. (8–12). Александр Гауш, «Церковь в Москве» (67х58) – 12,5 тыс. евро (2–4 тыс.). Лев Лагорио, «Дом на скале» (69х32) – 24 тыс. (4–6).
Юрий Красный, «Наш бойфренд» (гуашь; 35х56; 1978) – 3 600 (2,5–2,7 тыс.). Мария Васильева, «Предложение» (гуашь; 25х30; 1950) – 6 200 (2–2500). Николай Сергеев, «Источник» (82х142) – 80 тыс. евро (8–10 тыс.). Невиданная цена для картины художника середины XX века!
Роберт Фальк, «Дом за лесом» (53х81) – 54 тыс. евро (8–9 тыс.). Константин Маковский, «Девочка с кошкой» (35х27; требует реставрации) – 76 тыс. евро (35–40 тыс.). На мой взгляд, реальная цена такого Маковского должна быть примерно вдвое ниже. Станислав Жуковский, «Ручей в зимнем лесу» (62х74) – 26 тыс. (4–5). Николай Ярошенко, «Интерьер» (картон; 32х41) – 17 500 (5–7 тыс.). Иосиф Крачковский, «Осень у реки» (59х72) – 53 тыс. евро (35–40 тыс.).
...Израэль Пасс, «Собираются на маскарад» (112х137; 1904) – 36 тыс. евро (8–10 тыс.). Фирс Журавлев, «В приемной губернатора» (40х64; 1888) – 62 тыс. евро. (13–20). Без комментариев!
А вот топ-лоты надо прокомментировать. «Натюрморт на жостовском подносе» Натальи Гончаровой (36х52), эстимейт которого составлял 170–200 тыс. евро, так и не нашел покупателя. Зато в первый ряд выдвинулись Константин Юон и Петр Верещагин, о которых упоминала Мария Экман. Традиционный троице-сергиевский пейзаж первого, ошибочно названный в каталоге «Вид в окрестностях Москвы» (53х71), был предварительно оценен в 20–30 тыс. евро. Конечный результат составил 175 тысяч. Не менее традиционная московская ведута второго – «Вид Кремля» (54х90) – получила эстимейт 50–80 тыс. евро. Конечный результат торгов за этот лот превысил все ожидания: после десятикратного роста он составил 580 тысяч евро.
Хельсинкский аукцион вошел в список крупнейших домов мира, наиболее успешно продающих русское искусство.