На аукционе Баррэ топ-лотом станет картина А.Пащенко 'Студенты на целине' (1969; оценка 4–5 тысяч долларов).
В предстоящие выходные Шишкин проведет сразу два аукциона: 24 апреля традиционный субботний аукцион «Мастера советской живописи» на Неглинной и 25 апреля внеочередной «15 Years of Soviet Art Discovery» на Дорогомиловской, где на торги будут выставлены работы из частного собрания Эрика и Кристин Баррэ.
Пожалуй, главным отличием коллекции очередного шишкинского аукциона «Мастера советской живописи» от всех предыдущих станет наличие большого стринга русской живописи 1920–1930-х гг. В этот раз торги на Неглинной откроются пастелью петербуржца А.Вахрамеева «Слушают музыку. Народный дом» 1909 г. с эстимейтом 3–4 тыс. долл. и рисунком Ф.Малявина «Крестьянская девочка» 1910-х годов с эстимейтом 2–3 тысячи. Если иметь в виду, что торги в Галерее Леонида Шишкина начинаются с половины нижней оценки, стартовые цены на оба лота (1000 и 1500 долл.) будут весьма невысоки.
«Жемчужинами» стринга станут выполненные в 20-е годы прошлого века работы знаменитых АХРовцев Серафимы Рянгиной – этюд к картине «Рабочий-изобретатель» 1929 г. с эстимейтом 2–3 тыс., основателя группы «Синяя блуза» Виктора Перельмана – «Женщина на диване» 1928 г. с оценкой 4–5 тыс. и известного панорамиста Николая Котова – «У озера» и «Повозка» с оценками 3–4 и 4–5 тыс. соответственно. И, конечно, самыми любопытными лотами из цикла 1930-х годов будут две работы Юрия Анненкова «Городской пейзаж 2» и «Городской пейзаж 4» (оба с оценкой по 1,5–2 тыс. долл.), приобретенные прошлой осенью одним из русских коллекционеров на аукционе Сотбис.
Как всегда, для коллекционеров советской живописи в аукционную коллекцию будут включены работы сталинских академиков Павла Соколова-Скаля, Дмитрия Налбандяна и Николая Ромадина, а также впервые на московские торги советской живописи будет выставлена работа с оценкой 50–60 тыс. долл. – знаменитая «Интересная радиопередача» Людмилы Скубко-Карпас, признанная лучшей дипломной работой 1952 г.
Аукционную эстафету у Неглинной уже на следующий день примет Галерея советской живописи, где состоится специальный аукцион «15 Years of Art Discovery». На внеочередные торги будут выставлены 74 работы со средней оценкой в 500–700 долл. из числа самых ранних приобретений семейной пары Эрика и Кристин Баррэ – коллекционеров советской живописи и одних из самых «старинных» клиентов Галереи Леонида Шишкина.
Французы Эрик и Кристин Баррэ живут в России уже 12 лет. Их общий интерес к соцреалистической живописи можно назвать настоящим путем открытия и исследования целого направления русской живописи середины прошлого века.
С годами интерес к живописи советского реализма у супругов Баррэ все возрастал, и они активно занимались поисками художественных галерей, мастерских и семей художников, работающих в этом направлении. Так постепенно они собрали и сформировали обширное собрание. Однако, поскольку со временем любая частная коллекция совершенствуется стилистически за счет новых художественных открытий ее владельца, Баррэ приняли решение отделить небольшую ее раннюю часть и сформировать самостоятельную коллекцию, которая и будет представлена на торгах.
Коллекция, которой сами Баррэ дали название «15 лет исследований советского искусства», – это результат их многолетних исследований, поиска и коллекционирования русской живописи советского периода, созданной главным образом в последовавшие за Второй мировой войной 25 лет – «золотые годы» соцреализма или, как его часто называют, – «русского импрессионизма».
Находясь как бы в стороне от западноевропейских художественных инноваций середины XX века, русские художники-импрессионисты изображали простых людей, воспроизводили их жизнь, их надежды, мечты и эмоции в доступной и близкой простому зрителю манере, фокусировали свое внимание на природе, людях и новом социальном устройстве родной страны. Стилистически же русский импрессионизм был сформирован под влиянием многих характерных для французского импрессионизма особенностей: чувства свободы, непосредственности в сочетании с тяжелым мазком и смелым цветом. Все вместе это придавало живописи советских художников восторженную, истинно русскую чувственность.
Технически русский импрессионизм основывался на русской школе, непревзойденной в истории мировой живописи. Поощряемая и поддерживаемая официальной властью как инструмент развития нового социального устройства России, советская живопись опиралась на долгую традицию и кропотливый процесс обучения, которым следовали тысячи художников многих знаменитых художественных школ в Союзе.
Постсоветская критика любила клеймить соцреалистов за эстетизирование лжи, мегаломанию и консерватизм. Тем временем элиту официального истеблишмента в Союзе всегда составляли высокопрофессиональные художники, чей личный творческий багаж был подкреплен серьезной школой и чей талант выводил их произведения далеко за пределы всех формалистических и идеологических споров. Достаточно лишь раз взглянуть на этюды Константина Дорохова, пейзажи Никиты Чебакова и Николая Ромадина или великолепные импрессионистские полотна Дмитрия Налбандяна, чтобы понять: холст советского художника во все времена останется ничем не заменимым носителем интеллектуальной энергии и даже полвека спустя в интерьерах современных гостиных будет способен вновь превратиться в актуальный артобъект.